галина рябчикова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, наблюдениях в природе, на занятиях). Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, и, главное, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к родной природе.
Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника,» размещена в разделах
Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Дети младшего возраста могут прослеживать единичные связи, старшие дошкольники способны уже понимать зависимость жизни живого существа одновременно от ряда условий (например, растению, кроме воды, нужны тепло, свет, питательная почва; рыбы в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, корма и т. д.).
На основе представлений о взаимосвязях в природе, где у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе : интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающий ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения) – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата. Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с понимание ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Необходимым условием правильного организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию; ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе, природа и творчество человека». Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею.
Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и такая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе). Повеление ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же их бросают, мучают – «ласкают» котёнка и т. д.). Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознание чувства любви и гуманитарного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной форме (не рвать, не ломать, не топтать, а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Правила поведения в природе передается дошкольникам в конкретной жизненной ситуации, при помощи объяснения матери или отца, и в результате влияния художественной литературы. Как же организовать педагогическую работу в детском саду, чтобы каждый воспитатель сумел бы показать ребятам красоту родной природы и созидательный труд человека в ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволит сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде людей в ней.