фёклина Людмила Фёдоровна
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области»
«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости»
(консультация для педагогов)
Подготовила: Фёклина Л. Ф. музыкальный руководитель
Темочки:
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру музыки. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Известный русский психолог Л. С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается такое большое значение.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности,покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете ваши дети. Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей. Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Вся эта доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью. Воспитатель, любящий музыку, использует аудиозаписи, поет детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Практика показывает, что в такие моменты создается особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринужденная задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми своих мыслей, впечатлений, желаний; укрепляются дружеские чувства.
Формирование музыкально мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. Восприятие музыкальной формы предполагает таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционального содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Какая музыка доступна детям?
Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и др. композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (маршевую, танцевальную) они реагируют непроизвольными движениями, хорошо воспринимают народную музыку, в которой выражены те же эмоции. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонический произведений, написанных для детей («Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и Волк» и т. д.).
Помимо «детской» музыки очень важно слушать фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку Вивальди, Г. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и другиз зарубежных и отечественных композиторо-классиков.
Очень важно чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях: слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, бесед-концертов.
Что можно сделать после прослушивания произведения:
-музыкально-ритмические движения под музыку
-дирижирование, подпевание
-игра на детских музыкальных инструментах
-рисование
-сочинение сказок
(прослушать и сделать несколько пунктов).
Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновывали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова считают, что именно эмоции составляют "корень эстетики" музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка мож но увлечь и заинтересовать музыкой.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения.
Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном мире ребенка, несомненный ресурс в становлении эмоциональной сферы личности, который может стать неотъемлемой частью его жизненного опыта.