Темаева Ирина Викторовна
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
К ожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Мелкую моторику рук развивают :
– Пальчиковая гимнастика
– Упражнения с массажным мячом
– Пальчиковый театр
– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами
– Пластилинография
– Игры моталочки
– Игры со счетными палочками
– Ниткография
– Вырезальный тренажер
– Рисование пальчиками, ладонью
– Игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками,
– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты
– Игры с песком и водой
Ежедневно включайте одно или несколько упражнений в деятельность ребенка для развития его мелкой моторики в домашних условиях.
Чистить отварные яйца, мандарины, бананы, клубнику от плодоножек, горошек в стручках
2. Отшелушивать пленку с жареного арахиса, выбирать ядра орехов из скорлупы (фисташек, фундука)
3. Лепить из песочного теста печенье нужной формы
Отдавайте ребенку развязывать все пакеты, вскрывать упаковки с продуктами, принесенными из магазина
5. Вставлять и доставать открытки и фактурные отрезы бумаги из конвертов, распечатывать присланные счета за коммунальные услуги и письма
6. Вешать личное нижнее белье и носки с помощью прищепок
Отрывать большим и указательным пальцем листья мяты от стеблей (для заваривания чая)
8. Искать пальцами край ленты-скотча
9. Очищать расческу от волос, после использования
Выжимать цитрусовый сок на механической соковыжималке
11. Перемешать салат ложкой (с 3 лет – двумя ложками одновременно)
12. Порезать отварное яйцо безопасным ножом
Складывать монеты в копилку с прорезью
14. Вскрывать пакетики с чаем и сахар в стике, раздав всем членам семьи.
15. Поливать цветок из разных емкостей (стакан и лейку нужно по-разному наклонять, что будет развивать кистевой захват). Желательно, чтобы у ребенка были «личные цветы» для полива.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!