Ольга Тонц
Влияние качества учебно—воспитательного процесса на развитие интеллектуального потенциала детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в детском саду и школе.
Современные задачи образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Музыкальные занятия на дошкольной ступени, уроки музыки в начальной школе должны быть не только фактом встречи ребёнка с музыкой, их результатом должны стать изменением в самом ребёнке. Педагогические задачи музыкального воспитания на современном этапе должны быть направлены не только к тому, чтобы развивать отдельные умения детей. Они должны формировать у них творческое отношение к действительности. Творческое отношение всегда деятельное, оно преобразует и действительность и самого себя.
Публикация «Влияние качества учебно—воспитательного процесса на развитие интеллектуального потенциала детей,» размещена в разделах
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности и, наконец, музыкальном творчестве. В современном, качественном уроке музыки ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса. Для этого необходимо применять такие методы и приемы музыкального воспитания, которые позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, стимулируют развитие его творческих и интеллектуальных способностей.
В работе над улучшением качества педагогического процесса музыкального развития детей, я использую основные виды музыкальной деятельности:
Слушательская (восприятие музыки); музыкально-теоретическая (изучение законов развития музыки, теория, музыкальная грамота); исполнительская (развитие вокально-хоровых, танцевально-ритмических навыков, обучение игре на детских музыкальных инструментах); композиторская (сочинение собственных песен, пьес, танцевальных, пластических, игровых этюдов).
На музыкальных занятиях и уроках музыки я применяю следующие приемы:
1- Проблемный вопрос, ответ на который дети находят, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, обобщения, вы-членения и т. д. Такой вопрос должен вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. ПРИМЕР: Можно ли увидеть музыку? Где находится родина музыки? Где границы между музыкой разных народов?
2- Практическое задание. В таком задании неизвестен результат. Цель этих заданий – создать, сделать, воспроизвести что – либо через практические действия. Способы решения находятся в прежним опыте детей. ПРИМЕР: На занятии, уроке, посвященном русским народным инструментам, я говорю о том, что можно присоединиться к исполнению оркестра, самим подобрав инструменты и сочинив для них свою партию. У школьников задача усложняется – они знакомятся с понятием «партитура» и ее записью. Это практическое задание дает возможность стать сочинителями – композиторами.
3- Учебные задания направлены на поиск путей, способов получения ре-зультата. Их цель пробудить у детей потребность научиться, освоить, достичь совершенства. ПРИМЕР: Задание – «поможем кукле выздороветь». Дети изменяют мелодию, используя законы развития музыкальных характеров, образов и т. д.
4- Проблемные задания. Цель этих заданий направлена к тому, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. ПРИМЕР: Ученикам 4-х классов предлагаются тексты русских поэтов, на которые могут быть сочинены мелодии песен. Ранее, в подготовительной к школе группе, 1-м, 2-м, 3-м классах дети пели и сочиняли заклички, попевки, колядки, колыбельные. Правила их сочинения определялись самим жанром. Теперь правило жанра отсутствует. Это и есть неизвестный аспект условия. Моя цель – побудить детей к поиску истоков создания музыки, применить свое творчество, сочиняя мелодию.
5- Творческие задания. Такие задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Их выполнение не ограничено определенными рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность. Для составления таких заданий я использую ситуацию из окружающей жизни детей Они должны быть актуальны и представлять интерес для них. ПРИМЕРЫ: (Вопросы) Каким способом, без помощи голоса, можно исполнить песню?; как одну и то же песню исполняют дети, взрослые, различные животные?
(Задания) Воплотить в пластических движениях рук особенности музыкальной ткани произведения; коллективно составить художественную композицию по пьесе – рисунок аппликация; импровизировать мелодии в ритме польки, вальса, марша, мелодию своего имени; творчески передавать образы персонажей в сюжетных музыкальных играх, сценках и этюдах; сочинить свой танец на предложенный сюжет или музыку; инсценировать содержание песни.
Планомерное применение этих приемов и методов, наряду с другими, как традиционными, так и современными, позволяют наиболее полно проявиться внутреннему миру ребенка, стимулировать развитие его творческих и интеллектуальных способностей.