Марина Никиташина
Влияние индивидуально-личностных особенностей педагога на его индивидуальный стиль деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в течении длительного времени в дошкольном учреждении мне приходится встречаться с различными индивидуальными стилями деятельности у педагогов. Общение с этими людьми объясняет их стиль деятельности,обусловленный типологическими особенностями нервной системы. Жесткие люди в общении работают в авторитарном стиле, а педагоги имеющие мягкий характер работают в демократическом или либеральном стиле. Но, мне кажется, что в работе с детьми дошкольного возраста не приемлем авторитарный стиль деятельности. И хотя формирование ИСД обусловлено не только типологическими особенностями нервной системы, но и личностными качествами человека, его способностями, умениями, навыками, настоящий педагог должен переступать через свои личные качества и не использовать авторитарный стиль деятельности.
Публикация «Влияние индивидуально-личностных особенностей педагога на его индивидуальный стиль деятельности» размещена в разделах
Индивидуальный стиль деятельности соединяет в себе приемы и способы, сформированные как в результате сознательных усилий педагога по совершенствованию своей профессиональной деятельности, так и выработанные на интуитивном или несознательном уровне. Характер смысложизненных ориентаций существенно обуславливает особенности индивидуального стиля деятельности и его эффективность.
Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь,опираясь на свои индивидуальные особенности.
Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения : гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные умения.
Типы педагогического отношения педагога к детям :
Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.
Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.
Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.
Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Важна и форма общения.
Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения.
Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.
Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога - “демократа” значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим.
Таким образом, данные личностные качества и умения как профессионально значимые и обязательные, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают ему успешность в профессиональной сфере, что подтверждают практические исследования.
Исследования личностных особенностей педагогов доказали : у опытного, творческого, общительного, чуткого воспитателя складываются хорошие, доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе; все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят методически верно, а главное – творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Если же у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и личностные качества, то наблюдаются определенные пробелы в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно-образовательного процесса. Поэтому необходимой рекомендацией таким воспитателям будет только одно – совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.
Список литературы:
1. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. /Под ред. Е. С. Гапацевич. – Минск, 2005.
2. Морозова О. П. Хрестоматия по педагогике. В 2-х ч. – Барнаул,1999.
3. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2000.
4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2001.
5. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002