МАРИНА ПОЧИНОК
Влияние гаджетов на развитие ребенка-дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.
Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.
Публикация «Влияние гаджетов на развитие ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Очень сложно представить нашу жизнь без современных гаджетов : смартфонов, телефонов, ноутбуков и компьютеров. Все эти электронные и цифровые устройства прочно вошли в нашу жизнь. И наши дети так же интересуются этими устройствами. Однако родителя не может не интересовать вопрос; а безопасно ли подобное увлечение? С одной стороны, не стоит ограничивать знакомство ребенка с компьютером и другими электронными устройствами. Они способны интеллектуально развивать ребенка. С другой стороны, современные гаджеты отнимают у ребенка очень много свободного времени, которое он мог потратить на игры с друзьями, книги и др.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.
Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!
Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.
Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:
к концентрации на каком-либо занятии;
отсутствие заинтересованности делом;
повышенной рассеянностью.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.
ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.
Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.
Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.
Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.
Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Третья проблема – оторванность от реального мира, не умение решать проблемы повседневной жизни, потому что на экране они решаются быстро – нажатием кнопки.
В жизни всё гораздо сложнее.
Наш совет, как педагогов, - придумайте для ребенка интересное занятие : приобщайте к домашним делам, играйте с ним в настольные и подвижные игры, читайте книжки и просто разговаривайте.
Ведь никакой планшет не может заменить радость и тепло общения с родными людьми
. Плюсы применения гаджетов.
Современные цифровые гаджеты входят в жизнь и самых маленьких детей. Задачи родителей научить ребенка правильно пользоваться этими благами.
1) Помощники в развитии. Все современные гаджеты могут стать развивающим инструментом на одном уровне с игрушками, книгами и др. Ребенок, нажимая на кнопки развивает мелкую моторику, запоминает цифры и буквы. Слушая музыку, рассматривая картинки развивает слух и зрительную память.
2) Один из способов занять ребенка. Благодаря современным гаджетам родители могут занять ребенка в очереди, в дальней поездке на автомобиле. Ребенок будет занят и не будет маяться от скуки.
3) Для школьников современные электронные устройства могут заменить целую библиотеку. Нужно только скачать нужные книги из интернета.
4) Помощник в учебе. Среди компьютерных игр, коих сейчас великое множество, найти действительно полезную игру, которая действительно будет развивать познавательные процессы ребенка, а также ребенок получит новые умения и навыки, очень сложно. Приложения учат детей развивать внимание, память и логику. Мультики передают ребенку новые знания об окружающем мире.
Минусы.
1) Негативное влияние на здоровье и физическое развитие.
Если ребенок слишком увлечен планшетом или ноутбуком и проводит за ними больше 30 минут в день – он может потерять зрение.
Ребенок за компьютером сутулится, это чревато искривлением позвоночника от длительного нахождения в одной позе, нарушается циркуляция крови от головного мозга до нижних конечностей. А если страдает головной мозг - это отражается на интеллектуальном развитии ребенка, снижается внимание и память.
2) Неполное усвоение информации. В детстве ребенку нужно задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно и нужно все потрогать, посмотреть, повертеть в руках все предметы, понять их назначение и действия с ними. Даже развивающие мультики не могут показать всего многообразия мира, и ребенок не сможет изучить мир, или тот или иной предмет.
3) Пониженный творческий потенциал. Ни один гаджет не сможет заменить ребенку настоящей работы своими руками. В реальной, а не в виртуальной жизни ребенок фантазирует и воплощает свои фантазии: лепит, рисует, красит, вырезает и т. д.
Правильное применение гаджетов в жизни ребенка.
Если родители не хотят допустить возникновения зависимости от гаджетов, а также снизить отрицательное воздействие на ребенка, нужно правильно их использовать.
Несмотря на все положительные стороны гаджетов, это все-таки не предметы первой необходимости для дошкольников и детей раннего возраста. Цифровое устройство должно соответствовать возрасту ребенка. Детям 6 лет - планшеты, которые предназначены для этого возраста. Тогда вы будете уверены, что электронное устройство принесет пользу ребенку. Нельзя допускать, чтобы малыш был за монитором больше 60 минут в день, и каждые 20 минут устраивать перерыв. Старшим детям можно больше проводить времени, но перерывы обязательны. Придерживаться возрастных рекомендаций для компьютерных игр и мультфильмов. Информация, которая предназначена для взрослых детей, может перегрузить маленького ребенка и привести к нервному срыву. Не стоит ребенку давать планшет перед сном, это возбудит ребенка, и он будет плохо и тревожно спать.
Заключение: Мы живем в век технологий и прогресса, а значит, не стоит детям запрещать пользоваться достижениями науки и техники, потому что навыки и умения в этой области пригодятся детям в будущем.