Татьяна Геннадьевна Анашкина
Влияние covid-19 на физическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Влияние пандемии COVID-19 на физическое развитие дошкольников».
Подготовила: инструктор по физической культуре Анашкина Т. Г.
С начала пандемии специалисты Российской академии образования ведут исследования влияния COVID-19 на дошкольников.
Публикация «Влияние covid-19 на физическое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Коронавирус
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
По данным аналитиков The Lancet Child & Adolescent Health, в начале пандемии в 188 странах школы и детские сады приостановили свою деятельность. Пандемия COVID-19 затронула более 860 миллионов детей и подростков во всем мире. Семьи с детьми представляли собой одну из групп населения, которая была наиболее сильно затронута ограничительными мерами. Они переживали психологическую адаптацию к новой ситуации и неопределенности будущего. Закрытие школ, детских садов и открытых игровых площадок, сокращение числа кружков и дополнительных занятий привели к обеднению образовательной среды и значительному увеличению экранного времени детей. Кроме того, в связи с ограничительными мерами произошло резкое прерывание социальных контактов, изменение привычного распорядка жизни и режима дня, что, безусловно, должно иметь немедленные последствия для развития и обучения детей. Современное поколение охарактеризовано западными учеными как «растущие в тени COVID-19», поскольку беспрецедентная борьба с пандемией оставляла мало возможностей сопровождать детство в этот период.
Современные дошкольники проводят за экраном сутки в неделю
Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора Психологического института РАО, академик РАО: «В последние годы стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств уже в дошкольном детстве. В рамках реализации проекта «Растем вместе» до пандемии мы опросили около полутора тысяч родителей в нескольких регионах России о том, насколько часто и долго их дети взаимодействуют с цифровыми устройствами. Оказалось, что среднестатистический дошкольник еще до начала пандемии проводил за экраном около 24 часов в неделю. Есть все основания предполагать, что пандемия могла значительно увеличить этот показатель».
Самыми популярными занятиями выступают игры (79,3%, просмотр мультфильмов (43%, связь, общение (25,1%). Мальчики проводят за просмотром видео и цифровой игрой в полтора раза больше времени, чем девочки. Примечательным и одновременно вызывающим опасения нам кажется то, что большинство детей пользуется цифровыми устройствами самостоятельно (64,2%) или с братьями или сестрами (20,7%). Только 12% детей используют цифровые устройства вместе с родителями. То есть большинство родителей не контролирует, чем заняты их дети, используя гаджеты с выходом в Интернет.
Во время пандемии снизился темп психического развития детей, который влияет и на физическое развитие.
Александр Веракса: «Наши специалисты тщательно следили за динамикой эмоционального и когнитивного развития детей во время пандемии. Чтобы выявить ее последствия, более 600 детей с перерывом в один год прошли комплексную индивидуальную диагностику (перед началом и через год после начала пандемии). За этот год был подсчитан прогресс каждого ребенка по ряду показателей эмоционального и когнитивного развития и сопоставлен с аналогичными показателями тестирования детей до пандемии, то есть с показателями развития детей в «обычное время». За год в период пандемии прогресс детей оказался значимо меньше, чем за аналогичный период до наступления пандемии. Снижение темпов психического развития в период пандемии отразилось на всех изучаемых линиях развития : снизился темп эмоционального, регуляторного и когнитивного развития».
• Если ребенок мало двигается, у него могут появиться головные боли, ухудшится качество сна, может пострадать аппетит.
• Поскольку прогулки ограничены, и дети не могут выплескивать свою энергию на улице, они могут стать шумными или даже плаксивыми. Постоянное нахождение в помещении не дает большинству маленьких детей реализовать потребность в двигательной активности в полной мере. На фоне этого могут возникнуть проблемы с поведением, расстройства сна, тики.
• Может произойти откат в развитии, например, ребенок снова начнет писать в постель ночью, хотя уже давно научился этого избегать. Из-за нехватки физического движения страдает тонус мышц брюшной стенки, а как последствие — появляются запоры.
• Длительное нахождение в помещении, даже при достаточном освещении от ламп, но без солнечного света — это фактор, провоцирующий рост близорукости.
Перед многими педагогами ДОУ встал ребром вопрос, чем занять детей дома. Ведь у дошкольников нет никаких онлайн образовательных площадок. Этот вопрос беспокоил каждого родителя дошкольника.
Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми дошкольного возраста нужно организовывать на положительном эмоциональном фоне.
Прежде всего, необходимо:
1. Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.
2. Стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью, обеспечивать достаточную страховку.
3. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:
• утреннюю гимнастику;
• подвижные игры;
• спортивно-развлекательные игровые комплексы;
• гимнастику для глаз;
• элементы самомассажа;
• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей).
• Соблюдать режим дня
• Не забывать про тихий час
• Воспользоваться видеоуроками (танцы, единоборства, зарядка, но обязательно делать вместе с ребенком
• Привлекайте ребёнка к домашним делам, к трудовой деятельности. У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения. Давайте вашему ребёнку посильные для его возраста поручения.
В условиях пандемии и изоляции занятиям по физической культуре необходимо уделять более пристальное внимание. В этой связи, для активных родителей рекомендуется проводить утреннюю гимнастику, подавая пример своим детям, использовать танцы в качестве активного физического воздействия на организм ребенка.
Подвижные игры дома – непростая, но выполнимая задача, можно предложить простые подвижные игры с мягким мячиком или, например, с мячиком для настольного тенниса, которые могут развивать навыки в метании, ловле и координации. Игра в детский боулинг также может надолго увлечь детей.
Кроме домашних занятий по физкультуре, мы рекомендуем подвижные игры на свежем воздухе. Если позволяют условия карантина, гуляйте не менее 2 часов в сутки на свежем воздухе с соблюдением дистанции в 1,5 м к другим лицам. Прогулка – это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышом заранее, то после нее он будет чувствовать себя бодрым и веселым, узнает много нового, а мама разделит радость игры со своим ребенком. Приведем несколько примеров подвижных игр для детей дошкольного возраста с родителями: «С кочки на кочку». Игра заключается в следующем – мама чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами – 40-50 сантиметров. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг, стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок. «Меткий стрелок». Вместе с малышом мама делает куличики из снега, выстраивает их в ряд, помещает друг на друга. Мама учит малыша лепить снежки, предлагает снежком сбить нужный куличик. Мама должна показывать пример детям – вместе с ними кидать снежки и стараться попасть в цель. Следует требовать от малыша настойчивости, не разрешать сбивать куличики руками
Легкий массаж, пальчиковая гимнастика доступны в домашних условиях и родителям, и детям.
Одним из самых благоприятных для физического развития дошкольников в период пандемии является использование спортивного комплекса в домашних условиях.