Наталия Колдина
Вкусная артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. И конечно же это беспокоит родителей. И это совершенно не беспочвенно, ведь именно на основе устной речи формируется письмо, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Публикация «Вкусная артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одной артикуляционной позы к другой. Всему этому поможет артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ, языка, щек полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – это основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Разнообразить артикуляционную гимнастику можно при помощи различными вкусных продуктов (Чупа-чупс, бублики, баранки, пастилки, мармеладки, хлебные палочки и др.).
Я предлагаю вашему вниманию комплекс артикуляционных упражнений с использованием сладостей.
1. Улыбка-дудочка
Выполнение. Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 3. Далее зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. При этом постараться удержать бублик губами. Удерживать данное положение под счёт до 3. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
2. Заборчик-окошко
Выполнение. Ставим верхние зубки на нижние, растягиваем губы в улыбке, стараемся улыбаться как можно шире, показав все зубки. Удерживаем данное положение под счет до 3. Далее удерживая улыбку, медленно открыть рот («а-а-а», подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. Выполнить 6-8 раз.
3. Блинчик
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. На язык положить хлебную палочку. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
4. Качели
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» -. и т. д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. При этом, когда язык тянется вверх стараться удерживать им хлебную палочку, а, когда вниз - язычок просунуть в бублик. Выполнять 6-8 раз.
5. Часики
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. При выполнении ребенок может либо просовывать язык в бублик, либо касаться Чупа-чупса. Выполнять 6-8 раз.
6. Горка – парус
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Затем поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. При выполнении упражнения языком еще нужно постараться удержать хлебную палочку. Либо можно на внутреннюю поверхность зубов приклеить пастилку. Выполнять 6-8 раз.
7. Варенье
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем, сгущенкой, шоколадной пастой). Выполнять 8 – 10 раз.
8. Чашечка
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. В «чашечку» можно положить небольшой леденец. Выполнять 4-5 раз.
9. Лошадка
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 12 раз.
10. Грибок
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно). Выполнять 3 – 4 раза.
11. Гармошка
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка.