Янина Позднякова
Включение воспитанников ДОУ в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненная среда выступает в качестве одного из важных факторов психического развития ребенка, формирования индивидуально-психологических особенностей личности.
Среди ключевых параметров жизненной среды, влияющих на особенности и темпы развития и функционирования современного человека, выделяют: физическое и социальное окружение, культурное пространство, информосферу, представляющую собой пространство интенсивных и разнонаправленных информационных потоков, электронных и социальных коммуникаций, в которые включается современный человек.
Публикация «Включение воспитанников ДОУ в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации» размещена в разделах
Жизненную среду современного человека отличает высокая динамичность, интенсивность и разнообразие стимулирующего воздействия, экономическая, экологическая и политическая напряженность, выступающая общим фоном жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что культурное пространство современного города обладает так же большим образовательным и терапевтическим, гармонизирующим потенциалом. Можно отметить существующее противоречие между образовательными и воспитательными возможностями культурного пространства современного мегаполиса и практикой реализации этих возможностей в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст является периодом формирования базовых механизмов личностного поведения. Именно в этом возрасте начинает формироваться иерархия мотивов, закладываются основы эмоционально – нравственного отношения к окружающему миру, происходит переход от импульсивного, ситуативно обусловленного поведения к личностному, опосредованному определенными представлениями и образами.
В качестве одного из наиболее острых (прежде всего для современной России) противоречий сегодняшнего дня можно назвать противоречие между требованиями самостоятельности, активности, предъявляемыми к ребенку и постоянно и неуклонно усиливающейся тенденцией регламентировать каждую минуту жизни современного ребенка. Все чаще педагоги и родители проявляют беспокойство по поводу такой формы нарушения мотивации детей как выученная беспомощность. М. Селигман отмечал, что личностная выученная беспомощность как устойчивая мотивационная характеристика формируется к 8 летнему возрасту. Таким образом, период дошкольного детства является важным этапом для профилактики данной проблемы. Включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство может расширить опыт самостоятельного исследования, освоения культурного пространства города, представит новые возможности для реализации творческого потенциала ребенка, приобщения к культурному и цивилизационному «багажу», накопленному человечеством.
Ключевой идеей проекта является реализация образовательного и воспитательного потенциала культурного пространства современного российского мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) с учетом логики развития, расширения средовых воздействий в процессе социализации ребенка: от микросистемы (семья) к мезосистеме (детский сад, двор, микрорайон, далее экзосистема (социальные институты и организации) и наконец- макросистеме (культурные обычаи, праздники, ценности региона проживания, страны)- У. Бронфенбреннер. В качестве основных компонентов культурного пространства современного мегаполиса выделяются: исторический, физический, художественно-эстетический, информационный и ценностный компоненты. Важным условием формирования мотивации к саморазвитию и потребности в самореализации у дошкольников будет выступать поэтапное освоение компонентов культурного пространства с учетом логики расширения экологической среды развития ребенка (У. Бронфенбреннер).
Задачи модернизации образовательных программ, разработки программ, позволяющих обеспечить достижение современного качества результатов обучения и воспитания, социализации ребенка, формирования современной качественной предметно-развивающей среды ОУ актуальны для современного российского образования и для системы образования Санкт-Петербурга.
Разработка и внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга технологий, ориентирующих дошкольников на освоение современного культурного пространства мегаполиса будет способствовать формированию самостоятельности, активности жизненной позиции, развитию познавательной мотивации, уверенности в себе, гармонизации психоэмоционального состояния личности, что, в конечном счете, выступает важным условием психологического здоровья и формирования активной гражданской позиции.