Марина Клопкова
Вклад декабристов в развитие народного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей работы – вклад декабристов в развитие народного образования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что еще в XIX в. декабристы видели те недостатки в системе образования, которые мы находим и в настоящее время. Но главное, что у них был не просто теоретический интерес к вопросам педагогики, деятельность декабристов до восстания и после него, во время ссылки и жизни в Сибири свидетельствует о многих действиях для осуществления просветительских планов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2023
Ученические годы участников движения интересны и важны, но, к сожалению, этот период очень неполно отражен в сборниках документов и мемуарной литературе.
С историей декабризма тесно Морской кадетский корпус, 1-й и 2-й кадетские корпуса, Пажеский корпус, Московское училище колонновожатых, Московский университет и Царскосельский лицей. Обучение декабристов проходило в привилегированных учебных заведениях. Однако, как говорили сами декабристы, даже эти учебные заведения были затронуты «духом времени». В учебнике естественного права студенты читали о том, что законы должны быть одинаковыми для всех граждан. Однако противоречие с русской действительностью бросалось в глаза. Я могу сделать вывод, что юные декабристы в стенах своих учебных заведений не только обретали знания, но и проходили процесс воспитания важных человеческих качеств, здесь закладывались основы их активного социального поведения, что впоследствии привело их к педагогической деятельности.
В 1814–1815 гг. во время пребывания в Париже русские офицеры познакомились с ланкастерскими школами. После этого аналогичные школы для обучения солдат стали учреждаться в полках. Вероятно, первая из них была устроена в г. Мобеже. Союз Благоденствия основал легальный филиал – Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения. В 1819 г. была открыта Петербургская школа.
Ланкастерские школы имели большой успех и в правительственной сфере, и в обществе. Вместе с тем ланкастерское движение было политизировано декабристами. Эта пропагандистская деятельность декабристов в армии обратила на себя внимание командования и вызвала подозрительное отношение к школам у императора. Поэтому постепенно армейские ланкастерские школы стали закрываться.
После восстания 1825 г. декабристы были отправлены в Сибирь на исправление. Рассеянные по всей Сибири, они как будто составляли одно семейство, переписывались друг с другом, знали, где и в каком положении каждый из них находится. Всех их объединяло стремление донести до общества правду об истинных целях совершенного ими в 1825 г. В 1839 г. у большинства декабристов закончились каторжные сроки и их стали отправлять на поселения. Почти все декабристы по месту своей ссылки становились учителями. Однако сибирские чиновники видели в их лице лишь ссыльных государственных преступников. Поэтому смелая многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середины XIX века. Д. И. Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Созданные школы не просто способствовали развитию грамотности в Сибири, они представляли собой различные типы учебных заведений: общеобразовательные – для мальчиков и девочек, профессиональные – для взрослых людей, где наряду с грамотой обучавшийся получал навыки ремесел. Такую обширную программу трудно было осуществить местными силами без помощи государства, а декабристам это было под силу. Возможно, декабристы сами не ожидали, что внесут такой значительный вклад в развитие народного образования. Однако в глуши далекого сибирского захолустья декабристы пробили дорогу новым педагогическим веяниям. Важным в их деятельности было то, что они стремились не просто обучить детей местных жителей элементарным знаниям, а обеспечить полноценное образование с опорой на передовые идеи и с ориентацией на конкретные и очень широкие социальные потребности Сибири.
Как уже было сказано, декабристы выбрали ланкастерский метод как основу организации учебного процесса. Однако перед этим был проделан детальный анализ недостатков традиционной системы обучения. В традиционной системе обучения на учителя приходилось минимум 15 человек. У каждого ученика не было возможности двигаться собственным темпом. Подведения итогов чаще всего происходили в конце года. Для учителей было важно не качество знаний, а количество пройденных уроков. Дидактические новшества внедрять было трудно. При трудностях с дисциплиной использовали телесные наказания. В большей степени школа жила в отрыве от окружающей и общественной жизни. Поражает та глубина, с которой был выполнен анализ методов обучения неспециалистами в области педагогики. Недостатки школы, выделенные декабристами в первой четверти XIX в., остаются до сегодняшнего дня, что подчеркивает значимость изучения системы взаимного обучения для современной педагогической практики.
Задача метода взаимного обучения – как можно дешевле, быстрее и успешнее вооружить начальною грамотностью широкие массы трудящегося населения. Учителей было мало, ассигнования на нужды просвещения были крайне ничтожны, можно было добиться массового распространения грамотности при одном условии: привлекая к преподавательской работе наиболее способных и развитых учащихся. Отсюда основной принцип ланкастерской системы – каждый обучает каждого. В школах взаимного обучения не было классов и учителей в современном смысле слова. Школа являлась открытой системой, а не изолированной от окружающего мира.
В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов сильно изменилось. Прошел шок от поражения на Сенатской площади. В этой связи шел процесс дальнейшего развития просветительских идей в рамках декабристского мировоззрения. Именно просветительство стало для декабристов той основой, которая позволила после восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение. Для чего декабристы стремились сблизиться с народом? Они понимали необходимость привлечь народ к освободительному движению или, по крайней мере, добиться, чтобы народные массы понимали и поддерживали их освободительные идеи. А понимания и поддержки со стороны народа можно было достичь, как полагали декабристы, только путем общего подъема его культурного уровня.
Теперь обратимся к педагогическому процессу школы И. Д. Якушкина. По мысли И. Д. Якушкина, чтобы возбудить самостоятельное мышление и обеспечить возможность самостоятельного познания, необходимо направить внимание учащегося на конкретные явления окружающей природы. В этом рассуждении Якушкина обнаруживается передовая и смелая мысль представителя новой педагогики. Истины, почерпнутые, например, из геометрии, не могут стимулировать умственной самодеятельной работы учащегося. Нужно поставить ребенка лицом к лицу с окружающей природой, и он самостоятельным усилием творческой мысли выработает умение правильно образовывать и связывать понятия. Якушкин пользовался исключительно методами нравственного воздействия. Он занял определенную позицию по отношению к учащимся школы: он не изолировался от них, а постарался внешне и внутренне сблизиться со всеми школьниками. Старался воздействовать на учащихся не только своими воспитательными приемами, но и своей преподавательской работой. Ялуторовский опыт И. Д. Якушкина не был изолированным, единичным явлением. С одной стороны, он подхватывал оборванную нить Союза благоденствия и его революционных преемников, с другой – он связывался единством внутренней цели с сибирскими опытами других декабристов.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что практическая педагогическая деятельность были проникнуты верой в то, что простой народ по своим природным данным способен не менее других сословий к духовному росту и развитию. В образовательной деятельности декабристов огромную важность имеет сам феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, в большинстве своем не имевшие до этого и соответствующего опыта, к тому же пережившие тяжелое крушение своих прежних жизненных планов после восстания 1825 г. и попавшие в совершенно новую для себя социальную среду, добились значительных успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь своих учеников и многих других жителей Сибири.
Я считаю, что метод взаимного обучения декабристов можно использовать и в современной школе. Такой метод обучения позволит старшим или более сильным ученикам осуществлять объяснение материала слабым или младшим школьникам на доступном уровне, поскольку разница в возрасте и интеллектуальном развитии не слишком велика. Также роль «старших наставников» будет стимулировать учеников к самообразованию, т. к. они будут чувствовать возложенную на них ответственность и доверие со стороны взрослых. В целом, с позиции учителя они будут осваивать те знания, которые не стали бы или не смогли бы усвоить с позиции ребенка. При этом важно отметить, что передача знаний и умений младшим ученикам должна осуществляться под общим и обязательным руководством учителя.
Подводя итог, я прихожу к выводу, что декабристы были революционерами не только в политическом плане, но и в деле народного просвещения.