Марина Жиркова
Виртуальный музей, как средство формирования нравственных ценностей ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жиркова Марина Дмитриевна, старший воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с «Мичил» с. Чурапча МО «Чурапчинский улус (район)»
электронная почта: margirk@mail.ru
В современном российском обществе меняются ценности. Потеря нравственных ценностей личности, как доброта, милосердие, уважение к старшим, терпение и т. д. негативно отражается на психологии ребенка. Дошкольный возраст является периодом возникновения нравственных ценностей. Для этого необходимо полноценное проживание ребенком дошкольного детства, способность выбирать себе род деятельности, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, способность ребенка к фантазии, творчеству.
Темочки:
Теорию нравственных ценностей изучали Гегель, Конфуций, творческой деятельности Кудрявцев В. Т. Эльконин Д. Б., этнопедагогические аспекты воспитания Волков Г. Н. Бугаев Н. И. Уткин К. Д. и др.
Сегодня актуальным является возможность использования искусства, как пробуждение эмоциональных переживаний и чувств через созерцание и общение, начало взращивания необычного, заново рождающегося на примере творческого сотрудничества нашего учреждения с Национальным художественным музеем РС (Я).
Цель нашей работы: формирование нравственных ценностей ребенка дошкольного возраста посредством Виртуального музея
Задачи:
1. Анализировать состояние проблемы
2. Изучить психолого-педагогические основы
3. Определить пути и средства
4. Разработать методические рекомендации формирования нравственных ценностей
Использовали такие методы и приемы как словесные: искусствоведческие рассказы, беседы, творческое рассказывание детей и др; наглядные: рассматривание картин, наблюдение за работой художников, посещение музея, картинной галереи, персональных выставок и др. ; практические: игровые ситуации, проблемные ситуации, творческие мастерские, совместная деятельность детей со взрослыми и др.
Содержание Виртуального музея
Залы: «Искусство Якутии», картины художников М. Носова, П. Романова, А. Васильева, А. Осипова, Т. Шапошниковой, М. Лукиной, А. Чикачева и др, графиков Э. Сивцева, А. Мунхалова, В. Карамзина, М. Рахлеевой и др. скульпторов Р. Бурцевой
Пшениикова, и др., мастеров ДПИ Т. Аммосова, М. Гуляевой и др.
«Классическое русское искусство XVIII-XX вв.» картины художников И. Айвазовского, И. Левитана, К. Маковского, И. Шишкина, А. Куинджи, В. Тропииина, В. Поленова, В. Серова, и др
«Галерея зарубежного искусства XVI-XX вв.» картины известных художников А. Дюрера, Рембрандта, Н. Реньери, П. Рубенса и т. д.
«Отечественное искусство XX века» картины художников И. Зубкова, П. Кончаловского, И. Андросова и др. где хранятся картины известных художников и деятелей искусства.
Возможности организация Виртуального музея :
• несуществующий виртуальный мир.
• увлекательная игра
• происходит только здесь
• возможность зайти в любое удобное время и вернуться к месту экскурсии;
• возможность остановки на интересном месте или быстрое перемещение в другие залы и др.
- Вы захотите вернуться для повторного посещения, уже вместе с друзьями или родителями имеете возможность вновь приобщиться к прекрасному.
- Вам не нужно ожидать остальных участников экскурсионной группы, а можно смело продвигаться вперед без команд в свободном режиме
- Может в любой момент вернуться к тому месту экскурсии, на котором закончили
- Не выходя из дома, может совершить виртуальное путешествие
- Может посещать в любое удобное для вас время
- Получает уникальную возможность совершить виртуальный 3d тур и передвигаться по залам в любом удобном для вас порядке, рассматривать сферические панорамы залов, приближаться к экспонатам и получать интересующую вас информацию простым кликом мыши
- Может останавливаться на каком-либо месте длительное время, рассматривая и изучая окружающие вас экспонаты, может быстро переместиться в те залы, которые действительно будут вам интересны
- Ребенок имеет возможность создания виртуальной экспозиции несуществующего в реальности выставочного зала
Критерии эффективности:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития
- повышение творческих способностей детей в процессе открытых образовательных путешествий
- формирование нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.
Результаты формирования нравственных ценностей ребенка дошкольного возраста посредством Виртуального музея представлены в виде Целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Опыт использования средств Виртуального музея подтвердил, что у ребенка на этапе завершения дошкольного образования происходит качественное развитие личности, сформулированные в федеральном стандарте в виде целевых ориентиров.
Таким образом, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей создает благоприятные условия для формирования нравственного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Психология. М., Апрель-пресс эксмо пресс, 2000
2. Выготский Л. С. Психология. 4 том. М., 1998
4. Вырдылина М. Д. Яковлева М. Н. «Организация совместной образовательной деятельности в условиях местного самоуправления». Чурапча, РИХ «Сана олох», 2006
5. Жиркова М. Д. Вырдылина М. Д. Капрынова А. А. «Ыллык». Чурапчы улууун “Мичил” оону сайыннарар киин-ууйаан иитэр-сайыннарар лэтин уопутугар олоурар босуобуйа». Дьокуускай: Офсет,2014
6. Лукина Е. С. Григорьева А. А. Вырдылина М. Д. Макарова Т. А. «Влияние задатков на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». Монография. Якутск: ИП «Никифоров А. М.».2014
7. Лобок А. М. Алмазная земля педагогики олонхо: опыт пед. Эпоса/М-во образования РС (Я); Я., 2007
8. Монтессори М. Наблюдения, выводы, советы родителям: Самовоспитание и самообучение в начальной школе. /Сост. К. Е. Сумнительный. – М, Карапуз, 2009
9. Попова Г. С. – Санаайа. Киhитийии сэhэнэ. – Дь., 2006
10. Яковлева М. Н. Михалева О. И. Вырдылина М. Д. «Педагогическая деятельность, учитывающая задатки и способности, индивидуальность и творческую активность детей дошкольного возраста». По материалам экспериментальной работы ДОУ «Мичил» с. Чурапча. Якутск, 2005