Драчкова Ольга
Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 5–6 лет представлений о достопримечательностях родного города
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 5–6 лет представлений о достопримечательностях родного города
Дошкольное детство - главный момент становления личности человека, когда закладываются основные принципы гражданских качеств, создаются начальные понятия о патриотизме. В дошкольном возрасте чувства доминируют над всеми сторонами жизни детей. В современном обществе растет необходимость в людях, любящих и знающих свою Родину. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, нужно знакомить детей с историей, традициями и культурой малой Родины.
Публикация «Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 5–6 лет представлений о достопримечательностях родного города» размещена в разделах
В ФГОС ДО предусматривается, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт предлагает формировать познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности, учитывать при этом этнокультурную ситуацию развития ребенка. Все виды деятельности должны формировать общую культуру и личность детей. В процессе познавательного развития предполагается развитие любознательности; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений, в том числе, об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.
В дошкольном возрасте дети впитывают информацию обо всем, что их окружает. Для ознакомления детей с достопримечательностями родного города уместно применение различных методов работы. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять наглядные и игровые методы формирования представлений. При ознакомлении с родным городом воспитатель использует различные средства воспитания : произведения устного народного творчества, ближайшее окружение, природа родного края, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство, самостоятельная деятельность ребенка, обстановка, в которой проживает дошкольник, общение. Экскурсия – это наглядный метод формирования представлений о достопримечательностях родного города. Традиционная экскурсия позволяет интегрировать развитие детей по различным образовательным областям. В современных условиях традиционные экскурсии применять стало сложно. Но развитие информационных технологий позволяет применять в работе экскурсии виртуальные.
В дошкольном возрасте чувства доминируют над всеми сторонами жизни детей. В современном обществе растет необходимость в людях, любящих и знающих свою Родину. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, нужно знакомить детей с историей, традициями и культурой малой Родины. Ознакомление с родным городом является важнейшей задачей патриотического воспитания дошкольников. Воспитательное значение представлений о малой Родине исследовано в многочисленных педагогических исследованиях прошлого и настоящего, имеется современный опыт педагогов – практиков по данному вопросу. Основными формами краеведческой работы являются прогулки, экскурсии, путешествия и походы, эстафеты, слеты, экспедиции. Однако необходимо отметить, что большинство из представленных форм относятся к школьной краеведческой работе. В силу особенностей дошкольного возраста и условий работы детского сада не всегда есть возможность познакомить дошкольников с родным краем с помощью этих форм. Альтернативой могут стать виртуальные экскурсии. В последние годы проблеме использования виртуальных экскурсий в учебной деятельности уделяли внимание Е. В. Александрова, О. В. Алексеева, М. В. Лисейко, В. В. Рябова, О. Ю. Токарева, Н. В. Устюжанинова и другие. Проблема формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования детей рассматривались в трудах авторов И. В. Волкова, Т. Богданец, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Л. В. Моисеевой, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной и т. д.
Нравственно-патриотическое развитие детей, по единому мнению, представляет собой одну из главных задач дошкольного образования и включает в себя развитие у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение взглядов о стране, формирование чувств ответственности и гордости за успехи страны, чувство почтения к другим народам. Работа по данному направлению проводится постепенно, от близкого, знакомого - семейный круг, детский сад, к далекому – город, страна.
Задачи патриотического воспитания в Программе рассматриваются в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие по возрастам. Рассмотрим их более подробно в старшей группе (с 5 до 6 лет) :
- в этом возрасте предусматривается расширение взглядов детей о малой Родине. Воспитатель рассказывает детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о великолепных людях, которые прославили свой край. Расширяются взгляды ребенка о том, что такое родная страна, о том, какие государственные праздники традиционны для страны (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитатель занимается формированием чувства любви к Родине;
- формировать взгляды о том, что Российская Федерация (Россия) — большая, многонациональная страна. Говорить ребятам о том, главным городом, столицей нашей Родины является Москва. Детям рассказывают о флаге и гербе Российской федерации, знакомят с мелодией гимна;
- расширять взгляды ребенка о Российской армии. Воспитывать почтение к защитникам отечества. Рассказать о сложной, но почетной обязанности защищать Родину, защищать её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн героически боролись и оберегали нашу страну от врагов деды, прадеды, отцы. Приглашать в детский сад боевых, ветеранов из числа близких членов семьи детей. Воспитатель рассматривает с детьми картины, репродукции, альбомы на военные темы.
К методам формирования представлений, традиционно относятся:
1. Наблюдения (к примеру, наблюдать трудовую жизнь жителей города, перемены облика города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Рассказ, пояснения воспитателя в сочетании с показом необходимых объектов и непосредственными наблюдениями ребенка.
3. Беседы с ребятами о стране, родном городе.
4. Чтение детских художественных произведений, рассматривание репродукций картин.
5. Воспитатель разучивает с воспитанниками песни, стихотворения, поговорки, пословицы, детям читают сказки, с ними прослушиваются соответствующие музыкальные произведения.
6. Детей знакомят с видами народных декоративных росписей.
7. Детей возможно привлекать к участию в общественно полезном труде в окружении, которое является ближайшим для детей (дети могут трудиться на участке в детском саду, участвовать в коллективном труде с родителями, целью которого является благоустройство территории детского сада и т. д.).
8. Детям высказывают одобрение, если они инициативны и стремятся к самостоятельному сохранению порядка в ближайшем окружении, если бережно относятся к общественному имуществу, если честно выполняют поручения, хорошо ведут себя в общественных местах.
9. Воспитатель должен показывать собственный пример любви к своей работе, своей улице, своему городу и сам он должен активно участвовать в социальной жизни (немаловажно не забывать, что взгляды на жизнь педагога, его убеждения, суждения, активная жизненная позиция – очень сильный фактор воспитания).
Важным является вопрос о содержании представлений детей о родном городе. Рассмотрим на примере знакомства детей с городом Белая Холуница.
Город богат достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать виртуальные экскурсии : к памятнику погибшим солдатам в Великой Отечественной войне; к памятнику чернобыльцам из Белой Холуницы; к мемориалу погибшим жителям Белой Холуницы в центре города в годы Великой Отечественной войны; к монументу павших в борьбе за Советскую власть в 1918 году; посетить Краеведческий музей [21].
В работе следует активно применять дидактические игры, которые могут помочь не только лишь зафиксировать приобретенные познания о родном крае, но и познать много нового [12].
Так, к примеру, дидактическая игра «Достопримечательности Белой Холуницы» содействует активизации интереса у ребенка к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города Бела Холуница.
Сюжетно-ролевая игра «Заколдованный город» ориентирована на закрепление у ребенка познаний о достопримечательностях родного города; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие прочие игры смогут быть применены самостоятельно и в совместной деятельности.
Серьёзное внимание должно уделяться формированию развивающей среды в группе, которая содействует познавательному развитию ребят, обогащению и закреплению его познаний о родном крае :
- в книжном уголке – расположены коллекции открыток о городе, книги-самоделки – «Улицы нашего города», «Памятные места Белой Холуницы», литература о городе и тематические альбомы.
- в уголке художественного творчества – может быть размещён большой материал белохолуницких художников, таких как, художник-пейзажист Белорыбкин В. П., художник Школдин Л. П.
В плане работы с родителями нужно применять всевозможные формы : родительские собрания с применением презентаций, разговора, консультации, опрос, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д. Так же смогут быть оформлены папки-раскладушки и консультации с информацией об улицах города, памятных местах, трудовых буднях жителей города, истории создания герба и флага Российской Федерации, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Вместе с родителями возможно сформировать фотовыставку «Мы – жители Белой Холуницы», выполнить совместную викторину «Знатоки родного города», а кроме того организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой родной город», «Природа родного края глазами ребёнка».
Виртуальная экскурсия – это вид продуктивного метода интерактивного обучения. Виртуальная экскурсия – это такая экскурсия, в экскурсионной программе которой предусматривается не только процесс восприятия слов и наглядности, но и привлечение детей в деятельность посредством разного рода средств и участников мероприятия. Благодаря виртуальной экскурсии вносится разнообразие в процесс усвоения учебного материала, происходит развитие кругозора, закрепляется новый материал через использование наглядных методов. Дети дошкольного возраста, за счет применения виртуальных экскурсий, имеют возможность полного погружения в новый материал через использование интересной для них формы. Когда у детей есть возможность прочувствовать всю атмосферу, дети могут больше и глубже разбираться в новом учебном материале.
Современная виртуальная экскурсия больше напоминает увлекательное путешествие или сказку, в которой дети могут участвовать в спасении главных героев, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из различных материалов и многого другого. Воспитатель может принять на себя роль экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается отличие обычной экскурсии от виртуальной.
Если проводить работу по ознакомлению с родным городом систематически, подходить к ней разумно, то у детей обогатится запас знаний о мире, который их окружает, об особенностях города с позиции истории и природы, сформируется познавательный интерес к изучению города, будет воспитываться любовь к городу, гордость за выдающихся людей, простых работников, живущих и работающих ради блага города. Целенаправленно проводимая работа в данном направлении может стать базой для того, чтобы сформировать у детей истинный патриотизм.