Марина Баранова
Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество становится сетевым. В таком обществе вовлеченность в сети становится необходимым условием существования людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из общественной жизни. В современных реалиях виртуальное общение воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо живое общение все чаще заменяется виртуальным. Под виртуальной коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или группой партнеров, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами. Виртуальная коммуникация находит свое место и в системе образования.
Темочки:
Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде следует понимать дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами. Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП). ЕИОП – это система эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации системы образования в целом. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для педагога дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.
Несомненным достоинством данного взаимодействия будет являться экономия времени родителей, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости. Организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из интересных и продуктивных форм работы, которая показывает положительный результат и вызывает большой интерес как у педагогов, так и у родителей. В литературе представлен опыт создания различных форм виртуального взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Рассмотрим некоторые из них.
Сайт образовательного учреждения. Все современные образовательные учреждения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена дополнительная информация психолого-педагогического характера. Очень редко на таком сайте можно обнаружить форумы для общения между администрацией и педагогами, родителями, а также форму для консультации родителей по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. К недостаткам взаимодействия через сайт можно отнести такие моменты: на сайтах размещается информация общего характера; педагог не имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так как информация сайта находится в свободном доступе для каждого. Поэтому родители не проявляют высокого интереса к веб-страницам образовательного учреждения.
Группа в социальных сетях – один из главных инструментов, который позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность делиться опытом воспитания, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение как с педагогом, так и между собой. Подавляющее большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм). Создание сообщества в соцсетях, посвященного определенной группе, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Так как просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит доверие к ДОУ в целом. Данный способ взаимодействия является многосторонним, поскольку родители не только могут видеть сообщения, фотографии, видео, которые размещает педагог, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время суток; возможность выкладывания видео и фото; оперативность. К недостаткам отнесем: необходимость постоянно следить за перепиской в группе, чтобы не пропустить важную информацию; неофициальный статус общения; отсутствие подтверждения факта прочтения сообщения.
Мессенджеры. Схожими функциями с группами в социальных сетях обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность; возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя сообщений. Родительский форум. Для организации родительского форума необходим специальный веб-ресурс. Такой площадкой может стать и сайт образовательного учреждения, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Форумы, как правило, являются общедоступными, но подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.
Блоги и странички педагогов. Личные страницы педагогов становятся все популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте. Многие педагоги ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных страницах педагогов размещаются информация о профессиональной деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные статьи о развитии и воспитании детей. Положительным аспектом подобной формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности педагога. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи, делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много времени, и делать это приходится в нерабочее время.
Проведение вебинаров и видеоконференций. Кроме вебинаров, можно организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или Skype. Практически у всех родителей есть возможность для установки этих программ. Данные программы помогают осуществить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. При проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию.
Как видим, в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может осуществляться в нескольких форматах. Педагогу не стоит использовать сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех случаях, когда родители не могут лично присутствовать на мероприятии, но заинтересованы в его содержании.
Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна, однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате, а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения. Поэтому общение родителей и педагогического сообщества не может ограничиваться только виртуальными формами взаимодействия, а должно стать дополнительным средством, содействующим поддержке родительства в условиях современных вызовов.