Анжелика Юрченко
Виртуальное путешествие по лесам Кузбасса
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с животными, птицами и насекомыми, вошедшими в Красную Книгу Кузбасса.
2. Формировать представление о правилах поведения в природе.
3. Развитие речевой активности детей, активизация словарного запаса.
4. Упражнять в умении классифицировать животный мир.
5. Развитие внимания, любознательности, творческого мышления.
6. Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Активизация словаря:
Красная Книга Кузбасса, сапсан, скопа, балобан, бражник, аполлон, полёвка, кабарга, ондатра.
Оборудование:
Темочки:
- Кемеровская область. Кузбасс
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
компьютерные технологии (мультимедийный проектор, экран навесной, диск с презентацией «Красная Книга Кузбасса», аудиозапись «Голоса птиц», шапочки птиц, разрезные картинки на каждого ребёнка с изображением животных, занесённых в Красную Книгу Кузбасса, значки на каждого ребёнка «Хранители Кузбасского леса».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций животных Кузбасса, чтение соответствующей литературы, составление описательных рассказов.
Ход занятия:
1. Организационная (вводная) часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мне по голосовой почте пришло письмо от лесничего Гоши, который приглашает нас в виртуальное путешествие по лесам Кузбасса. Давайте его послушаем. (Слайд 1.)
«Здравствуйте, ребята! Вы живёте в самом великолепном крае России – Кузбассе. Кузбасс славится не только добычей угля, но и великолепием своих лесов, полей, рек. Я хочу пригласить вас в виртуальное путешествие по своим природным уголкам и познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу Кузбасса»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга? (Слайд 2.) Красная книга – это книга, в которую занесены редкие животные и растения, которые охраняются законом. Не только в Кузбассе существует Красная книга. А цвет у книги красный, потому что – это символ опасности. Прежде чем отправиться в виртуальное путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Слайд 3.)
Не включать громкую музыку;
Не ловить насекомых;
Не рвать цветы;
Не шуметь и не бегать;
Ходить только по тропинке;
Не ломать ветки деревьев.
2. Основная часть
Звучит музыка «Голоса птиц».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Птицы поют, как бы встречая нас. А какой свежий запах! Давайте подышим носиками!
Дыхательная гимнастика.
Вдох – с улыбкой день встречаем.
Выдох – все мы замечаем.
Вдох – спешим за облаками,
Машем крыльями, руками
Выдох – вот уже летим,
Руки в крылья обратим.
Успокоились немножко –
Вдох – закончилась дорожка.
Выдох – встанем у порошка
И опять начнём играть
День с улыбкою встречать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие птицы нам подпевали. (Слайд 4.) Эти птицы занесены в Красную книгу Кузбасса. Давайте с ними познакомимся.
Выходят дети в шапочках птиц (сапсан, скопа и балобан).
1-й ребёнок: Я птица – Сапсан. (Слайд 5.) Кьяк-кьяк-кьяк. Я хищная и самая быстрая птица в мире. У меня очень длинные и острые крылья, короткий хвост и очень длинные пальцы лап с острыми и круто загнутыми когтями. Живу я на скалах, иногда на каменных строениях, высоких зданиях. Охочусь на голубей, уток, воробьёв и насекомых. Я выжидаю в засаде, сидя на высоком уступе, либо пролетаю низко над землёй, вспугивая жертву. Заметив в воздухе добычу, я быстро набираю высоту и, сложив крылья, почти под прямым углом резко ныряю вниз, стремясь лапами задеть её вскользь. Я охраняюсь Красной книгой не только Кузбасса, но и России.
2-й ребёнок: Я птица – Скопа. (Слайд 6.) Несмотря на мой грозный вид и внушительные размеры я довольно нежная и привередливая. Люблю гнездиться вблизи водоёмов с чистой водой, медленным течением и чтобы там было много рыбы. К сожалению наши реки настолько загрязнены, что место проживания мне найти не так-то просто. В основном моя пища – это рыба. Охочусь я на лету, паря над водой. Верите или нет, но воду я почти не пью, так как её много в рыбе, которой я питаюсь.
3-й ребёнок: Я птица – Балобан. (Слайд 7.) Я очень крупный сокол. У меня серое оперение, концы перьев с рыжеватыми каёмками. Основная моя пища – это суслики, ящерицы, ловлю птиц на земле и в воздухе (голубей и воробьёв). Гнездуюсь по границе лесостепи, в сосняках, реже на скалах.
Воспитатель: Ребята, мы познакомились с тремя хищными птицами, которые занесены в Красную Книгу Кузбасса. Вспомните их названия. (Дети отвечают.)
Ну что пора дальше в путь. (Слайд 8.)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, подтянулся (руки вверх, подтянуться,
Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево и вправо).
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся (покружиться).
Воспитатель: А как много насекомых обитает в лесах Кузбасса. Я хотела бы вас познакомить с двумя прекрасными бабочками, которые занесены в Красную Книгу Кузбасса – это бражник и аполлон. (Слайд 9.).
Воспитатель: Бабочка – бражник. Передние крылья темно-коричневые с рисунком из полосок. Задние крылья желтые с поперечными черными перевязями. Активны в сумерках и ночью. Охотно летят на электрический свет, при этом часто погибают. Обитают в лесах. Бабочка – аполлон. Передние крылья белые, по краям прозрачные, как стекло, с черными пятнами; задние крылья белые с двумя красными с белой серединой глазками, окаймленными черным. Бабочку обычно не трогают птицы. О своей «несъедобности» она предупреждает сама: если ее потревожить, она валится на землю, распяливает крылья, демонстрируя красные пятна. При этом она скребет ножками по нижней стороне крыльев, воспроизводя шипящий звук.
Ребята, наши бабочки предлагают поиграть с ними в игру «Сосчитай бабочек». (Слайд 10.)
Воспитатель: Ребята, животный мир Кузбасса очень разнообразен. Среди постоянных жителей самые крупные – медведь и лось. (Слайд 11.) Они живут в основном в таежных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. Их родственник косуля предпочитает лиственные леса и лесостепи. Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, – звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Также как и другие аборигены края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты. В степной и лесостепной зонах водятся волки, хорьки, вольготно живут суслики, хомяки, сурки, полевки и другая живность. А вот в Красну Книгу Кузбасса занесены не все животные, обитающие в наших лесах. А вот какие это животные вам поможет узнать игра «Собери картинку». (Детям раздаются разрезные карточки, на которых изображены бобр, лось, кабарга, выдра, норка, кабан, волк, косуля, крот, медведь, олень и ондатра. Дети собирают картинку и сопоставляют с изображением животного.)
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, наше виртуальное путешествие подошло к концу. Давайте поблагодарим лесничего Гошу за столь увлекательное путешествие и вспомним, с какими птицами, насекомыми и животными, занесёнными в Красную Книгу Кузбасса, мы познакомились? А вспомнить нам помогут фотографии этих обитателей. (Слайд 12.)
Ребята, лесничий Гоша прислал Вам значки «Хранители Кузбасского леса». Давайте наденем их и будем помнить о том, что нужно бережно относиться к природе. И помните:
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Прыгай, бегай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.