Надежда Бирбина
Конспект занятия «Виртуальная экскурсия по Каспийскому морю»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по Каспийскому морю»
Цели: Способствовать расширению и углублению представлений детей о море и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представление детей о море, разных его состояниях;
- закрепить представление об обитателях водоёмов;
Развивающие:
- развивать интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
- развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику рук;
- развивать самостоятельность, активность;
Публикация «Конспект занятия „Виртуальная экскурсия по Каспийскому морю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Воспитательные:
- вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься;
- воспитывать умение чувствовать и замечать красоту моря в его разных состояниях;
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Методы и приё мы:
демонстрация наглядных пособий (презентация «Наше море», видеосюжет «Морское дно», рассказы детей, чтение художественной литературы, вопросы, объяснения.
Предварительная работа:
- чтение и разучивание стихотворений о море и его обитателях; чтение произведений художественно-познавательной литературы;
- прослушивание песен о море;
- дидактические игры: «Собери картинку», «Волшебная палочка», «Выложи цепочку», «Танграм», «Найди своё место», «Подумай и раскрась», «Разложи правильно».
Оборудование, материал:
1. мультимедия;
2. диски с записями шума моря;
3. подборка видеоматериала с морскими обитателями;
4. разрезные картинки к игре «собери картинку»
Воспитатель: Ребята, я в группе обнаружила звуковое письмо. Послушать его могут все желающие. Хотите узнать, о чём говорится в письме? Закройте глаза, прислушайтесь (Включается аудиозапись «Шум моря».)
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: ответы.
Воспитатель: Сейчас мы все прослушали музыку моря. Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Ребята, а вы любите путешествовать и делать открытия, узнавать что-то новое?
Дети: Да!
Воспитатель: Это замечательно! Мы с вами отправляемся в плавание по удивительному водоёму, который называется Каспием. - Мы отправимся в путешествие по Каспийскому морю. Для этого путешествия нам не нужен корабль, нам даже не нужно выходить из комнаты. Мы совершим это путешествие в своем воображении, вспомним все, что нам уже известно, узнаем что-то новое. Ведь море — это красота, здоровье, дом для морских обитателей, дорога для морского транспорта и многое другое.
Посмотрите, как выглядит наше море на карте. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером – морем. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. А теперь мы с вами немного поиграем.
Дидактическая игра «Найди Каспийское море». Перед вами несколько картинок. Это непростые картинки, а настоящие снимки из космоса. Давайте с вами попробуем отыскать на них наше море. Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, каким бывает море? Что вы видите, расскажите?
Задание 1. «Подумай и объясни».
1. Волнуется море, встает на дыбы,
Неся на спине голубые горбы,
Бьется и бьется волной о причал!
Кто же так, море, тебя раскачал? 2. Море дремлет, в море штиль,
Тишина на сотни миль.
Море ласково и мило,
Успокоилось, застыло.
1. Дети:
- Во время шторма море становится не спокойным, страшным, оно насупится, потемнеет.
- По морю разгуливают свинцово-серые волны-великаны, которые с чудовищной силой могут затягивать в пучину не только людей, но и корабли.
- Во время шторма купаться нельзя, потому что опасно.
2. Дети:
- Море тихое и ласковое.
- Вода прозрачная, спокойная, видно даже дно.
- В таком море любят купаться и взрослые и дети.
Пальчиковая гимнастика
На кораблике вдвоём (Дети складывают ладони «лодочкой», подняв большие пальцы вверх.)
Мы по морю поплывём.
Заштормило сине море. (Выполняют волнообразные движения руками.)
Для матросов это горе. (Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперёд, хлопают в ладоши.)
Волны ходят ходуном.
А для рыбок море дом. (Складывают ладони вместе, имитируют движение рыбы в воде.)
В глубине они живут. («Ныряют» ладонями вверх-вниз.)
Там порядок и уют.
Не штормит на глубине.
Кружат рыбы в тишине. (Движение сложенными ладонями по часовой и против часовой стрелки.)
Водят в море хоровод.
Не страшатся бурных вод. (Круговые вращения рук.)
В руки людям не даются – (Показывают ладони.)
Над матросами смеются. (Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперёд, хлопают в ладоши.)
Море — это дом для водорослей, рыб, моллюсков, млекопитающих.
Животный мир Каспийского моря очень богатый.
Здесь обитает морское млекопитающее, которое называется тюлень или Каспийская нерпа. А сейчас мы с вами приближаемся к тюленьему острову, где вы можете за ними понаблюдать за ними. Между тюленями и чайками полное добрососедство. В феврале появляются новорожденные тюленята, которые называются бельками.
На берегах Каспийского моря много водоплавающих птиц. Здесь встречаются лебеди, фламинго, пеликаны, чайки, которые парят здесь круглый год. Пищей для птиц и рыб служат различные водные микроорганизмы, моллюски и ракообразные.
Задание 3. «Собери картинку».
Воспитатель: Вам необходимо из этих частей собрать целую картинку (дети собирают).А что у вас получилось, сейчас узнаем?
Дети:
- У нас получилась картина с изображением морского дна.
- С водорослями и морскими рыбками.
Воспитатель: Выполнив задание, мы погружаемся в мореФизкультминутка.
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Мы немножко искупнемся
И назад домой вернемся.
. И наше путешествие продолжается, но теперь по морскому дну.
Здесь обитают известные вам виды пресноводных рыб, такие как вобла, сазан, судак, карп, окунь, щука и др.
Ребё нок 1: Любой рыбак будет рад поймать окунька. Хоть и небольшой по размеру, но он хищник, да ещё какой. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает там, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком.
Ребё нок 2: Это - хищная рыба. Тело у щуки удлиненное, торпедообразное. Цвет тела зеленовато-темный, иногда черный на спине, с множеством разных пятен, полосок на боках. Пасть у щуки огромная, с острыми, как бритва, зубами. Держится она в одиночку, подкарауливает добычу незаметно благодаря своей пестрой окраске. Щука охотно поедает лягушек. Она очень прожорлива, питается любыми рыбешками и своими мальками.
Ребё нок 3: Эта громадная и неуклюжая рыба, повадками похожа на медведя. Очень любит раков, лягушек и моллюсков. Сом и сомиха охраняют ямку-гнездо своими грудными плавниками, пока из икринок не появятся мальки. А малыши сомята через несколько дней покидают гнездо и ведут одиночную жизнь. Осенью сомы уходят в ямы и среди затонувших бревен и коряг, как медведи, залегают в зимнюю спячку.
Ребё нок 4: Судак – сильная, красивая рыба. У него длинная голова и широкий рот с мелкими острыми зубками. Окрашен морской судак в зеленовато-серый цвет. Судак – хищная рыба. Он любит полакомиться мелкими рыбёшками. Судаки не любят сбиваться в стаи, они предпочитают жить в одиночку.
Кроме того, в Каспии огромный запас осетровых пород, таких, как осетр, белуга, севрюга. А еще здесь обитают разные рачки, крабики и даже морские тараканы!
А еще здесь обитают рыба игла и угорь.
Дидактическая игра «Кто в Каспии живет?»
- Вы видите изображения разных морских обитателей. Назовите обитателей Каспийского моря.
Море — здоровье
- Как вы думаете, почему к морю приезжает так много гостей из разных краев? Люди приезжают к нашему морю купаться в его теплой воде, греться под жарким солнцем, дышать полезным морским воздухом. Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства. А еще полезна морская грязь, многим людям она помогает избавиться от болезней.
Море — это красота! Красоту нужно беречь! Что мы можем сделать, чтобы сохранить наше море красивым? Не бросать в него мусор, не ловить крабов и других обитателей, очищающих морскую воду.
Каспий — море по размеру,
Больше всех земных озёр!
Не по силам Гулливеру
Обозреть такой простор! (Алихан)
Каспий в мире всем известен,
За него страна горда:
Он стоит на первом месте
По добыче осетра (Алина)
Морю дарит свои воды
Волга — матушка река!
В красоте родной природы
Отразились облака! (Дима)
Тут и килька, и белуга
Привлечет рыбацкий взор.
За рыбалкой очень строго
Наблюдает «Рыбнадзор»(Лиза)
Грязь лечебная на пляже
Хворь прогонит без следа,
Успокоит нервы ваши
Минеральная вода!
Вика
Молодцы. На этом наше путешествие подходит к концу Что больше всего вас заинтересовало? Какое задание оказалось для вас самым интересным?