Буда-Ханда Сультимова
Виртуальная экскурсия как средство приобщения к природе родного края детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема проекта:
«Виртуальная экскурсия - как средство приобщения к природе родного края детей дошкольного возраста».
Цель: Создание условий по приобщению дошкольников к природе родного края через виртуальные экскурсии.
Задачи:
1. Создать электронно-образовательный ресурс «Экскурсия по родному краю»
2. Расширить взаимодействие с социальными партнерами
3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Публикация «Виртуальная экскурсия как средство приобщения к природе родного края детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Актуальность, новизна и практическая значимость проекта:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования. Информатизация ДОУ — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационных технологий и проектной деятельности в образовательном процессе. Виртуальная экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дети старшего дошкольного возраста не обладают достаточными знаниями о природе родного края, а значит и не осознают красоту, хрупкость родной природы, и для того, чтобы ребенок мог осознанно, правильно и с любовью относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, и экологической культурой характерной для данного возраста.
Недостаточное представление детей о природе, ограниченность возможностей выезда с детьми по маршрутам. А виртуальные путешествия помогают детям дошкольного возраста узнать наш край, даже не имея возможности побывать в тех или иных местах, познакомить с животными, птицами, растительностью, побывать на горных вершинах. Это один из путей патриотического и нравственного воспитания дошкольников, так как помогает увидеть и оценить красоту родного края и ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями :
• не покидая детский сад, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны;
• за одно занятие можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ;
• виртуальная экскурсия с помощью компьютера помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации;
• преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др. ;
• в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа;
• разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям;
• наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
• наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
• передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
• целенаправленность показа объектов, наличие определённой темы;
• активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследования объектов).
Проект нацелен на открытие нового, интересного и не открытого краеведческого мира для детей дошкольного возраста. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Новизна проекта:
1. Создание электронного образовательного ресурса «Виртуальная экскурсия по природе родного края».
2. Включение электронного образовательного ресурса «Виртуальная экскурсия» как в непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках дополнительного образования.
Содержание проекта:
Содержание виртуальной экскурсии позволяет детям актуализировать жизненный опыт: вспомнить события (где ребенок был, что видел, какие места посещал, вызвать интерес и самостоятельно обращаться к видеотеке виртуального музея.
Данный проект это создание мультимедийного пособия для детей старшего дошкольного возраста для изучения родного края с помощью виртуальных путешествий. Создание видеотеки поможет детям узнать и понять родной край. Нетрадиционные занятия формируют у детей правильное отношение к объектам живой и неживой природы, способствует становлению ребенка в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Проект способствует пониманию и любви окружающего мира, природы и бережному отношению к ним. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогло разнообразить использование таких форм и приемов работы как:
• Викторины
• Игры
• Конкурсы
• Соревнования
• Фотопутешествие
• Видеоэкскурсия, проводимая ребенком, членами его семьи
• Видеопутешествие (какой-либо семьи)
• Видеоэкскурсия по Агинскому краеведческому музею
• Экскурсия по священным местам «Степной жемчужины» Кункура.
Видео-экскурсия о которой хотелось бы вам рассказать, это музей. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с Агинским краеведческим музеем. С детьми мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе родного края, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Но как вы понимаете, не всегда мы можем совершать прямые экскурсии в музей, поэтому совместно с сотрудниками музея создали видео-экскурсию «Музей». Экскурсии сопровождаются и на родном языке, и на русском. Данную видео-экскурсию используем так же в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Это позволило сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественного образа. Осуществление краеведческого принципа в работе предполагает планомерное изучение территории края, постоянное накопление материалов о родном крае, разделение основных тем на подтемы, т. е. расширение презентаций. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Этапы проекта:
1. Подготовительный - март 2018г.
2. организационный – апрель 2018г.
3. внедренческий – май - февраль 2018- 2019г. г.
4. заключительный – март 2019г.
План мероприятий по реализации проекта:
Этапы сроки Мероприятия
Подготовительный декабрь-2020г Обсуждение программы действий, создание проекта
организационный февраль-2021г Обсуждение проектных мероприятий; подбор информационного материала по теме (фото, видео, художественная литература, игры)
внедренческий Март-ноябрь-2021г Круглый стол «Природа зовет на помощь»
Экологическая акция «Мы защитники природы»
Игра-путешествие «Знаешь ли ты, свой Забайкальский край?»
Экскурсия в Агинский краеведческий музей
Экскурсия на целебный источник «Горбунка»
Рассматривание познавательной, энциклопедической литературы
Сбор информации о редких и исчезающих растениях и животных Забайкальского края
Видеоэкскурсия, проводимая ребенком, членами его семьи
Видеоэкскурсия по Агинскому краеведческому музею
Экскурсия по священным местам «Степной жемчужины» Кункура
Фотопутешествие
Смотр-конкурс лучших рисунков, поделок из природного материала, аппликаций о природе
Тематическая неделя «Красная книга Забайкалья»
Тематическая неделя «Великие люди Забайкалья»
Заключительный декабрь-2021г Подведение итогов
Презентация пособий:
1. Животные лесов Забайкальского края
2. Перелетные и зимующие птицы Забайкалья
3. Обитатели водоемов
4. Насекомые
5. Лес, луг, степь, горы Забайкальского края
6. Водоемы (реки, озера)
7. Красная книга Забайкалья
8. Великие люди Забайкалья
Выставка детских работ
Бюджет проекта:
Видеокамера – 30 000
Расходы на ГСМ – 1000
Мультимедийный проектор- 25 000
Компьютер с выходом в Интернет- 25 000
Принтер- 7000
Итого: 88 000
Ожидаемые результаты:
1. Создание электронных пособий о природе Забайкальского края.
2. повышение уровня познавательной активности, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, знать и различать флору и фауну Забайкальского края.
3. Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
5. Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
6. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
7. Укрепится совместная работа с родителями в экологическом воспитании дошкольного возраста.
Выводы и рекомендации:
• В результате использования данного проекта дети получают новую, интересную, полезную информацию о родном крае, в котором родились и живут. Учатся различать животных, обитающих на территории Забайкальского края, знакомятся с растительностью и её живописных местах. Расширяется круг представлений о своей родине.
• При использовании данного проекта в работе с детьми, выстраивается определенная система знакомства детей при помощи виртуальных путешествий с родным краем.
• Такое «новое» обучение способно изменить стиль образовательно-воспитательного процесса, изменить тип овладения знаниями.
• В результате материал усваивается в более интересной и познавательной форме.
• подготовка презентаций помогла объединить огромное количество демонстрационного материала, освободила от большого объема бумажных наглядных пособий, позволила расширить натуральный и предметный фонд.
• Необходимо учитывать возрастные особенности детей, систематичность презентаций и развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках Забайкальской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Будем знать достопримечательности своей малой родины. В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Перспективы развития проекта
Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Забайкальскому краю в реальном и виртуальном пространстве»