Лучший педагог года

Виммельбух: проект по созданию пособия

айсена павлова
Виммельбух: проект по созданию пособия
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация – в данной статье рассмотрена развивающая и коррекционная технология виммельбух. Особое внимание уделено актуальной на сегодняшний день проблеме падения интереса к чтению книги и получению от неё знаний. Во второй части статьи представляется практический опыт автора – описание рукописи виммельбуха, её краткое содержание и методические рекомендации по её использованию.

Ключевые слова: развивающая технология виммельбух и практический опыт создания авторского виммельбуха

Публикация «Виммельбух: проект по созданию пособия» размещена в разделах

I. Сейчас, когда внимание к книге и чтению у детей и подростков по сравнению с прошлым незаслуженно уменьшается, на мой взгляд очень вовремя появились так называемые виммельбухи. Книги-картинки. Они изначально были созданы в Германии для детей, чтобы вернуть утраченную любовь к книгам. Увидев первый раз виммельбух в просторах интернета, я очень заинтересовалась этой новинкой мирового рынка детского книгоиздательства. Он показался мне настоящей находкой - из-за его огромного развивающего потенциала, способствующего повышению интереса детей к книгам, чтению, можно сказать, даже к добыванию знаний. И отчасти из-за того, что он явился связующей ниточкой с миром моего детства - в раннем детстве я питала слабость к таким книгам- гляделкам. Но именно таких книг – без текста, только с изобилием картинок и в таком формате - тогда не существовало. Но зато у нас в детстве были «Мурзилка» и «Веселые картинки», книжки-малышки наподобие «Лиса и мышонка» Виталия Бианки - всех их можно смело назвать атрибутами нашего детства. До сих пор многие наверняка помнят эту книжку из-за картинок уютного домика мышонка под землей. И я, насмотревшись таких книг, сама потом начала придумывать картинки-рассказы, наподобие нынешних комиксов, и обмениваться с подружками.

Думаю, каждый сможет легко воспроизвести в памяти образ своего любимого книжного героя. Не зря книги, которые мы читали в детстве, остаются в памяти навсегда. Не только потому, что сказочные истории западают нам в душу. Огромную роль играют яркие картинки с изображением любимых героев. Именно такие книги очень любят рассматривать дети. Потому что, без сомнения, рассматривание картин – один из самых приятных и в то же время эффективных методов обучения детей. Для детей очень важны визуальные образы, именно на это и рассчитаны виммельбухи. Особую роль картинки в развитии ребенка отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что «картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни, так как опыт и личное наблюдение ребенка имеют громадное значение для развития его мыслительной способности и речи».

В 2016 году главную премию Г. Х. Андерсена (которую неофициально именуют «детской Нобелевской премией») вручили Ротраут Сюзанне Бернер – немецкой художнице и автору знаменитой серии виммельбухов «Моя весенняя (осенняя, зимняя, летняя, ночная) книга». То есть, это горячий тренд в мировом детском книгоиздательстве.

Что представляет собой этот книжный тренд? Отличие виммельбуха от обычной книги кроется в том, что в ней почти или полностью отсутствует текст. Здесь может не быть единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Но если приглядеться, все эти мелкие рисунки на страницах не случайны, это всё маленькие истории. В отличие от традиционных книжек с текстом, виммельбух можно «читать» бесконечно, и это каждый раз будет новая история. Конечно, можно рассматривать её просто, как обычную книжку с картинками, но так не раскрыть весь ее глубинный потенциал. Но даже такое «пассивное чтение» расшевелит мозг за счет мельтешащих картинок.

Виммельбух – не просто очень привлекательная книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, они замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас. Совершенно ненавязчиво тренируют память, внимательность, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи. Так же большим достоинством является его способность увлечь даже очень активного ребенка.

Очень ценят их психологи и логопеды. Книгу можно использовать еще и как технологию коррекционной работы с детьми. Логопеды даже используют их в качестве пособия при работе с взрослыми на этапе реабилитации после аварий и инсультов. Преподаватели иностранного языка тоже используют в своей работе виммельбухи – причем в работе и с детьми, и взрослыми.

Психологи тоже очень любят книги-картинки, и рекомендуют родителям чаще рассматривать их вместе с детьми. Ребенок зачастую переносит в придуманный образ действительно волнующую его проблему, а это значит, что родители могут отсеять часть из них уже на стадии моделирования ситуаций с героями книг.

Ну и, конечно же, совместное времяпрепровождение родителей и детей бесценно, а виммельбухи к этому подталкивают, они по праву считаются семейными изданиями. Даже если ребенок начнет разглядывать книгу поначалу один, у него обязательно появится желание расспросить о многом, и он найдет взрослого. Подключать можно всех членов семьи, каждый добавит что-то свое к истории.

Однако помимо всех этих достоинств имеются и некоторые «минусы» данных книг. Это: высокая стоимость; ограниченный выбор; недоступность. Именно эти 3 пункта и определяют пока невысокую популярность виммельбухов в России. Однако учитывая то, что они явились гениальной находкой для родителей и педагогов, можно с уверенностью сказать, что их популярность только возрастет. И надеюсь, не в очень далеком будущем, книги вернут к себе утраченную любовь детей. Уверена, полюбив такие книги-картинки в раннем детстве, ребенок в старшем возрасте сам будет тянуться к книгам и полюбит чтение.

II. Авторский проект- рукопись виммельбуха по авторской сказке. Книга состоит из десяти разворотов, с одной сюжетной линией, без текста. Художественное оформление книги постаралась исполнить в национальном стиле. Книга может подойти детям дошкольного возраста и старше. Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, можно вооружить его лупой.

Главный герой - очень любопытный мышонок, который в свободное время любит читать. Надеюсь, маленьким читателям будет интересно погрузиться в книгу вместе с ним. Если на первых страницах действие начинается в обычном лесу, то в середине книги мышонок окажется в совершенно другой стихии – попадает в другую галактику. Преследуя цель вызвать интерес маленького читателя, изобразила также подземную, подводную жизни зверюшек, насекомых и рыб. Ребёнок так же получит представление о житие-бытие наших предков, о богатстве недр нашего северного края. Вместе с мышонком юный читатель познакомится с озорной Лунной Девочкой и космическими обитателями. По сюжету моей сказки - путешествуя, Мышонок узнаёт, что например, радуга-это творение рук Лунной Девочки. У нее имеется для этого необычная лаборатория, телескопы и приборы. Это она по ночам включает на небе звёзды, и решает, где будет падать снег, а где дождь. Даже свои сны эта девочка может заказывать, настраивая ловец снов в своей спальне. И даже северное сияние- это оказывается, не что иное, как сотканный ею из цветного бисера ковёр. А бисер свой она добывает из цветка, который сама же выращивает летом. Вместе с тем она, как обычный ребенок, любит рисовать, качаться на качелях, украшать облака, у нее много известных всем детям игрушек.

Постаралась донести до маленького читателя и забавные моменты, хотя, планирую ещё добавить дополнительные истории и скрытые объекты.

На последнем развороте нарисована игра- лабиринт. Читатель должен провести Мышонка к его другу - Лунной Девочке кратчайшим путем.

На каждом развороте планирую добавить по один-два наводящих вопроса или задания.

Примерные варианты игр с авторской книгой «Дьукээбил сибэккитэ»

- найди ножницы мамы-ондатры ; почему они оказались на дне озера

- сосчитай героев; или найди предметы на какие-то звуки; назови их цвета

- составь истории с персонажем, например с медведем- откуда и куда идет, кого встретил, что делает, о чем медведь подумал, и т. д.

- найди старинные предметы и назови их, скажи, для чего они? Ты когда-нибудь видел такие предметы, и где

- закрой книгу и назови, какого цвета краски были у девочки

- подумай и скажи, как действует этот аппарат для снега и дождя; как девочка делает радугу

- и т. п.

Впрочем, ребёнок сам может включить свою фантазию и может придумать свою версию сказки. По идее сказки, мышонок в награду за свою любознательность получает возможность прикоснуться к совершенно другому, фантастическому миру и обретает нового друга.

В процессе чтения и совместного просмотра книги, у ребёнка будет развиваться внимание, память, воображение, умение находить причинно-следственные связи, речевые навыки.

В заключение хочу отметить, что придумать и нарисовать виммельбух было очень нелегким трудом, так же как и придумывание самой сказки. Так как это очень кропотливая работа, включающая придумывание и создание как можно большего количества персонажей, единой сюжетной линии и мини-историй. Думаю, не осилила детализацию и юмор, поэтому планирую ещё добавить мелкие детали и больше курьезных моментов.

Но мне было очень интересно пробовать свои силы в создании виммельбуха, получая удовольствие от самого процесса работы. И надеюсь, когда –нибудь увидеть конечный результат своего труда- изданную книгу.

Публикации по теме:

Пособия для развития дыханияПособия для развития дыхания Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения уделяется большое внимание. Особенно это важно в логопедической группе,.

Рекомендации к созданию персонального сайта педагогаРекомендации к созданию персонального сайта педагога Добрый день, уважаемые коллеги. В январе 2018 года в МБДОУ детском саду № 25 «Ягодка», где я работаю, состоялся семинар, в форме «Методической.

Проект по созданию режиссерской игры «Сказочное кукурузное царство»Проект по созданию режиссерской игры «Сказочное кукурузное царство» «Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как за режиссера и за игрушку, наделенную.

Мой первый опыт по созданию дидактических игрМой первый опыт по созданию дидактических игр Дидактические игры по сенсорному развитию детей 3–4 лет. Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах.

Развивающие пособия из линолеумаРазвивающие пособия из линолеума Хотелось бы поделиться опытом практического использования отходов в создании дидактических развивающих пособий и материала для художественного.

Мастер-класс по созданию дидактического пособия «Дерево «Времена года»Мастер-класс по созданию дидактического пособия «Дерево «Времена года» Для изготовления дерева вам понадобятся: • Распечатанные шаблоны из коллекции картинок "Дерево "Времена года" на maam.ru • Ножницы • Двусторонний.

Мастер класс по созданию пособия «Красной книги Кузбасса»Мастер класс по созданию пособия «Красной книги Кузбасса» В конце года был объявлен областной конкурс "Моя Кемеровская область" Мы представили на конкурс "Красную книгу Кузбасса". Прежде чем приступить.

Мастер-класс по созданию тильды «Фея Музыки»Мастер-класс по созданию тильды «Фея Музыки» Представляю вам мою новую куколку, которую можно разместить в музыкальном зале как украшение или использовать для проведения музыкальных.

Пособия для дыхательной гимнастики.Пособия для дыхательной гимнастики. Цель : развивать речевое дыхание, закреплять знания об осенних изменениях в природе. На сайте МААМ есть много постов о пользе дыхательной.

Проект по созданию музея Деда Мороза в детском саду Цель: создание музея Деда Мороза в детском саду. Задачи: - расширить знания детей о сказочном персонаже Деде Морозе, познакомить ребят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виммельбух: проект по созданию пособия
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 04:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виммельбух: проект по созданию пособия» (включая файлы) размещена пользователем айсена павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД