Людмила Ковалевская
Викторина в подготовительной группе «Что за матушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что за матушка зима».
Литературная викторина по сказкам в подготовительной группе
Воспитатель Ковалевская Л. Н.
Цель:
Организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей.
Воспитание доброты через сказку.
Основные задачи:
Укрепление дружеских взаимоотношений;
Организация интересного досуга;
Стимулирование творческой активности;
Развитие внимания, воображения, умения общаться в коллективе.
Коррекционные:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать навыки общения.
Развивать внимание, слух.
Вызывать у детей положительные эмоции.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами проведём игру-викторину «Сказочный снегопад».
Сказка зимняя рядом,
Лишь вокруг посмотри:
Разноцветной гирляндой
На ветвях снегири.
А за чащей лесною,
У стогов на лугу -
Солнце рыжей лисою
Дремлет в синем лесу.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года.
Ответы детей. Зима.
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите зимние месяцы
Ответы детей. Декабрь Январь Февраль
Воспитатель. Какой сейчас месяц?
Ответы детей. декабрь
Воспитатель: Какие признаки зимы?
Воспитатель: А вы любите зиму?
Дети: Да.
Воспитатель: А за что вы любите зиму? В какие игры вы любите играть зимой? Какой зимний вид спорта вы любите?
Дети: Зимой можно кататься на санках, коньках, играть в снежки.
Уж ты Зимушка-зима,
Все дороги замела.
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти!
II. Основная часть.
Воспитатель. Любит наш народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказку послушать, и песню спеть, и загадки загадать, и стихи почитать. Зима – самое удивительное и волшебное время года, отчасти потому, что именно в этот сезон мы празднуем самый волшебный праздник – Новый год.
Сказки просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Воспитатель. Назовите «зимние» сказки.
Дети:
«Снежная королева» Г. Х. Андерсен.
«Морозко» русская народная сказка.
«Двенадцать месяцев» пересказ С. Я. Маршака.
«Снегурочка» русская народная сказка.
«Госпожа Метелица» Братья Гримм.
«По щучьему велению» русская народная сказка.
«Два Мороза», русская народная сказка.
«Зимовьё», русская народная сказка.
«Лисичка сестричка и серый волк», русская народная сказка.
«Заюшкина избушка». русская народная сказка.
«Мороз Красный нос», русская народная сказка.
«Рукавичка», русская народная сказка.
Воспитатель. Да, ребятки, Зимушка-Зима много снега намела, на улице холодно, долго не погуляешь. Мы с вами прочитали несколько сказок на зимнюю тему. Давайте посмотрим, были ли вы внимательны, когда читали или рассказывали сказку. Проведем викторину. Вы должны угадать название сказки.
I. Разминка «Угадай сказочного героя».
Воспитатель. Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Вы сейчас отгадаете. (Ведущий загадывает детям загадки и, отгадав каждую из них – вывешивает нарисованного сказочного героя на доску).
Маленькая девочка весело бежит
по тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
отнести корзиночку, посланную ей. (Красная шапочка)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука,
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)
Рыжая плутовка, хитрая воровка.
Курочку стащила, к норе засеменила.
Ждут её ребята, рыжие лисята.
А как зовут маму-красу?
Узнаёте вы…. лису?
И на мачеху стирала,
и горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко,
кто же это? (Золушка)
Воспитатель: Молодцы! Всех сказочных героев отгадали!
II. Викторина «Угадай сказку».
1. Спит Маша и видит чудесный сон: идет будто лесом дремучим. Смотрит - перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой - седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест.
- Из какой это сказки?
(Из сказки «В гостях у дедушки Мороза».)
2. В какой сказке говорится о старухе-зиме?
Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.
(Из сказки «Проказы старухи-зимы».)
3. В какой сказке старик четырежды махал рукавом? И что из этого вышло? Чем хороша эта сказка?
(Это сказка-загадка «Старик-годовик» В. Даля.)
4. Какую сказку напомнят вам такие слова: «Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика.»?
(Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Волк».)
5. Какая русская народная сказка рассказывает о том, как старик отвез в лес и посадил под ель свою дочь?
(Русская народная сказка «Морозко».)
6. Над кем и над чем посмеялся народ в одной из сказок? Назовите её. Вам помогут слова из сказки:
«- Братец Мороз - Багровый нос! Как бы нам позабавиться - людей поморозить?»
(Русская народная сказка «Два Мороза».)
III. Викторина «Зимние сказки».
Воспитатель предлагает командам вспомнить и угадать название сказки о зиме.
1.- Тепло ли тебе, красавица? - Не хочется Насте старика огорчать:
- Тепло, тепло, батюшка, - шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает… (Морозко)
2. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается (По щучьему велению)
3. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт» (Лисичка-сестричка и серый волк)
4. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её. (Снежная королева)
5. Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку. (Снегурочка)
6. Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой. (Мороз Иванович)
7. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.
Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все 12 месяцев сразу. (12 месяцев)
Воспитатель. Отгадайте сказку.
Месяцы ходят по кругу,
Не уступая друг другу,
Каждому - свой черёд.
Вместе все месяцы - год.
Воспитатель. Знаете ли, вы, сколько месяцев в году?
Ответы детей. Двенадцать.
Воспитатель. А как их зовут?
Ответы детей. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Воспитатель. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Воспитатель. Как же это случилось?
Ответы детей.
Воспитатель.
Предлагаю поиграть,
Чтобы удаль и сноровку показать.
IV. Игра - кричалка «Ура!»
Воспитатель. Интересно, а слово «УРА!» вежливое или нет?
Ответы детей:
Воспитатель.
Это, конечно, весёлое слово.
Крикнул его и веселье готово!
Но есть такие ситуации,
Когда кричать его не надо.
Давайте вместе, братцы,
рассмотрим эти ситуации
Сегодня бабушка добра. Она печёт пирог… («УРА!»)
Вот на пути у вас гора. Вы с горки съехали… («УРА!»)
Разбудит мама в 5 утра, кричать вам хочется…
Солнце, летняя жара, Мы едем к морю все… («УРА!»)
Футбол! Футбол! Идёт игра, соперник гол забил…
Укол вам ставит медсестра. Кричать вам хочется…
Настала школьная пора. Все за учебники…
Воспитатель.
А вот и новая игра, нелёгкое задание.
За дело взяться нам пора
И проявить старание.
V. Музыкально – ритмические движения «По заснеженной дорожке» упражнение с движением.
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки.
дети шагают друг за другом
Вьюга сильная мела,
Много снега намела.
По дорожке мы пойдем,
И к снеговичку придем.
дети шагают друг за другом
Последим за ровной спинкой,
Спинку надо укреплять.
продолжая идти, выпрямляют спинки
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
выполняют вращательные движения руками.
Ручки вытянем вперёд.
Скачем на лошадках,
Пусть никто не отстаёт,
На дорожке гладкой!
бегут "прямым галопом", прищёлкивая язычком.
Тише, дети! Не шуметь!
Рядом может спать медведь.
Чтоб его не разбудить,
На носочках здесь ходить!
идут на носочках.
VI. Конкурс «Снежные фантазии».
Воспитатель. Есть замечательный художник, который без красок и кистей расписывает зимой окна домов. Что это за художник? Правильно, это мороз. Прикоснется этот художник к стеклу и…
Вырастает лес, белый весь, пешком в него не войти, и на коне не въехать…
Задание: Каждой команде нарисовать морозные узоры. /Участникам выдается ватман, белая и синяя гуашь. Во время выполнения задания включается какая-нибудь зимняя песня. /
VII. Конкурс «Зимние забавы»
Задание 1: Передай ёлочку.
Вместо эстафетной палочки детям дается фигурка ёлочки, один участник бежит с ёлочкой на определенное расстояние, ставит её там и прибегает назад, другой бежит, берёт ёлочку и несёт её следующему участнику команды и т. д. Можно ёлочку не ставить, а передавать другому участнику.
Задание 2: Попади снежком в корзину.
Для этого необходимы 2 корзины и мячи. Дети с расстояния забрасывают мячи в корзину. Побеждает тот, кто больше забросит снежков.
Задание 3: Отгадай загадку.
Воспитатель.
Чародейкою зимой
Околдован лес стоит
И под снежной бахромой
Сказки тихо говорит.
Воспитатель. Скажите-ка, ребятки, о каком месяце в этой загадке речь идет?
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет —
Мы встречаем Новый год.
Дети. Декабрь.
Воспитатель.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети. Варежки.
Воспитатель.
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки —
Над миром пушинки?
Дети. Зима.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вижу, вы народ смекалистый, сообразительный.
VIII. Конкурс «Вырежи снежинку»
Воспитатель. Отгадайте:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
Дети. Снежинки.
Воспитатель. Конечно, это снежинка. А сейчас каждой команде нужно вырезать снежинку из бумаги. Кто быстрее и красивее?
IX. Тур «Блиц-конкурс»
Воспитатель предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
Сказочная героиня,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)
Подруга семи гномов. (Белоснежка)
Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. (Хрусталь)
Предмет гордости Карабаса – Барабас. (Борода)
Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Ол-Лукойе)
Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)
Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)
Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
Транспорт Бабы Яги. (Ступа)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)
Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Стари Хоттабыч)
Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)
Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
X. Окончание занятия.
Воспитатель. Вот и подошла наша игра к концу.
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки.
Вьюга сильная мела,
Много снега намела.
По дорожке мы пойдем,
В нашу группу мы придем.
(Дети под музыку возвращаются в группу)