Наталия Николаевна Макарова
Викторина по сказкам К. И. Чуковского в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, веселый, праздничный».
И. Андроников
Тема: «Викторина по сказкам К. И. Чуковского».
(1 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес. Развивать мышление, речь, воображение, память. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желания читать.
Задачи:
Публикация «Викторина по сказкам К, И, Чуковского в 1 классе» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сценарии по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формировать умение классифицировать объекты. Развивать речь учащихся, внимание. Воспитывать чувства сопереживания, работая в команде. Создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к викторине, выставка произведений К. И. Чуковского.
Ход викторины:
1. Организационный момент (класс делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан и название команды) (слайд 2).
2. Биографические сведения: (биография К. И. Чуковского, которая сопровождается на протяжении всей викторины) (слайд 3).
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Мойдодыра, Бармалея, Муху-Цокотуху. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский (родился 19 марта 1882 году).
В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он особенный! Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, вместе с солнышком, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
3. Викторина.
1 тур «Настоящее его имя …» (слайд 4).
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя.
а) Николай Иванович Корнеев;
б) Корней Николаевич Корнейчуков;
в) Николай Васильевич Корнейчуков.
2 тур «Продолжи строчку и назови сказку» (слайд 5).
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаница)
Биографические сведения: – С ранних лет стихи и сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона», «Тараканища»…
Продолжим наше путешествие по этим замечательным сказкам.
3 тур «Вспомни сказочных героев» (слайды 6, 7).
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотоша, Кокоша - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Биографические сведения: - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К. И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых.
Ну, а у нас следующее испытание.
4 тур «Героический поступок» (слайды 8, 9).
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
Биографические сведения: - К. И. Чуковский рассказывал : «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника : именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
5 тур «Аукцион вопросов» (слайды 10 - 20).
- Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным?
а) Айболит
б) Крокодил
в) Мойдодыр
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?
а) «Путаница»
б) «Федорино горе»
в) «Мойдодыр»
- Куда грозился окунуть Мойдодыр грязнулю?
а) В лужу
б) В Мойку
в) В Неву
- Как звали мальчика, который победил Крокодила?
а) Ваня Иванов
б) Петя Васильев
в) Ваня Васильчиков
- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку?
а) «Африка»
б) «Обезьяны»
в) «Лимпопо»
- Какое отчество было у Федоры, от которой убежала посуда?
а) Егоровна
б) Ивановна
в) Васильевна
- Кто поджег синее море в сказке «Путаница»?
а) Поросята
б) Лисички
в) Мышата
- Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»?
а) Барашек
б) Заинька
в) Медведица
- Кто из зверей от испуга скушал друг друга в сказке «Тараканище»?
а) Львы
б) Раки
в) Волки
- Кто не приходил лечиться к Айболиту?
а) Волчица
б) Медведица
в) Айболит
6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев» (слайды 21, 22).
- Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище)
Биографические сведения: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».
7 тур «Исправь ошибки» (слайды 23, 24).
Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно.
1. «Арболит» («Айболит»).
3. «Кармалей» («Бармалей»).
5. «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).
7. «Федорино море» («Федорино горе»).
8. «Пуганица» («Путаница»).
10. «Худо-дерево» («Чудо-дерево»).
8 тур «Ехали медведи» (слайд 25).
Кто больше вспомнит стихов К. И. Чуковского.
4. Подведение итогов викторины (вручение дипломов командам – победителям).
- Самое любимое слово у К. И. Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово радость звучит в сказках К. И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча с любимым писателем тоже подарила нам радость – радость общения со сказками и друг с другом. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь.