Верещагина Ирина Александровна
Викторина «По просторам космических открытий» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель: систематизировать знания детей о космосе.
Задачи:
-закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине;
-воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
-развивать мышление, восприятие, память;
-расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук.
Словарная работа: космонавт, ракета, созвездие, телескоп, Солнечная система.
Публикация «Викторина „По просторам космических открытий“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Космос. Викторины и интеллектуальные игры
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Ход:
-Воспитатель: 12 апреля в нашей стране праздник – День космонавтики. В этом году отмечается 60 лет полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
А что же такое космос? Сегодня мы поговорим об этом удивительном пространстве. Предлагаю вам быть участниками интересной викторины.
-Если мы посмотрим в ночное небо, что мы там увидим?
Дети : Звёзды, созвездия.
Слайд №2 Ночное звёздное небо
Воспитатель: Звёзды это огромные раскалённые шары, состоящие из газа. Созвездия это участки небесной сферы, которые объединяют звёзды в группы.
Воспитатель читает стихотворение Г. Сапгира «Звёздная карусель»
В небе — Псы и Телец,
В небе — Весы,
Волопас и Стрелец,
Рыбы, Дельфины,
Рак и Дракон…
Сколько созвездий —
Столько имён.
Кто их сумеет
На карте найти,
Тот не собьется
В полете с пути.
Воспитатель: Как называется самое известное созвездие?
-большая и малая Львица;
-большая и малая Лошадь;
-большая и малая Медведица.
- Человеку всегда хотелось поближе рассмотреть звёзды. Как называется прибор, с помощью которого человек может наблюдать за звё здами:
- микроскоп;
-телескоп;
-фонендоскоп.
Слайд №3 Телескоп
Телескоп — астрономический прибор, который собирает и фокусирует световое излучение от астрономических объектов. Телескоп увеличивает видимый угловой размер и яркость наблюдаемых объектов.
Воспитатель:
-Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял. В
стретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
— Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете!
Дети : Это солнце
Показ слайда №4 Солнце
Найдите правильный ответ:
Солнце это - планета, звезда или шар? (ответы детей)
Проводится физминутка «Солнце»
Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идем.
Повернувшись внутрь круга,
Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг,
Наши руки, приподнявшись,
Лучиками стали вдруг.
Мы сомкнулись, повернулись
Раз! И солнцем обернулись.
Чтоб нас лучше разглядели,
Раз – присели, два – присели.
Вдаль сейчас ракета мчится,
Прямо к звездной тишине.
И звездою обратившись,
Ярко светит в темноте.
Воспитатель: Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля. Вокруг Солнца обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему.
Слайд №5 Солнечная система.
Воспитатель: Все планеты кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. Какие планеты вы знаете? (дети отвечают)
- Запоминаем планеты:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь — Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Как называется планета, на которой живём мы?
Слайд № 6 Планета Земля
Ребёнок читает стихотворение «Планета Земля» Я. Акима.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: Планета Земля имеет форму шара, квадрата или овала? (ответы детей).
-Наша земля – это огромный шар.
Воспитатель: Людям всегда хотелось узнать, что такое космос, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.
Слайд №7 Ракета
-Ракета – летательный аппарат. Ракета – самый быстрый вид транспорта, потому что у ракеты особый двигатель – реактивный.
Первыми в космос полетели собаки. Как их звали?
-Шарик и Тузик;
- Белка и Стрелка;
- Бобик и Бим.
Слайд № 8 фото Белки и Стрелки.
Воспитатель:. Белка и Стрелка – первые животные, которые совершили полет в космос и благополучно вернулись на Землю. Главной целью полета Белки и Стрелки в космос было исследование влияния на организм факторов космического полета, такие как перегрузки, длительную невесомость.
Слайд № 9 Фото Ю. А. Гагарин.
- Как зовут этого человека? Кем он был? (ответы детей)
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно Гагарина выбрали для первого полёта в космос?
Слайд № 10. Фотоколлаж «Подготовка Гагарина в космос».
Воспитатель: Все космонавты были подготовлены и физически и морально очень хорошо. Решающую роль сыграло то, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения. Уже прошло много лет со дня первого полёта человека в космос, но имя Юрия Алексеевича Гагарина никогда не забудут, он первый, он герой.
- Кто бы из вас хотел полететь в космос? Что для этого нужно делать? (ответы детей)
-Предлагаю проверить вашу сообразительность, умение думать и быстро находить ответ.
Проводится игра «Доскажи словечко».
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Воспитатель: Предлагаю игру на внимание «Найди лишнее» .
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
Слайд № 11:
планета,
ракета,
скафандр,
спутник,
книга.
Слайд №12
космонавт,
луна,
комета,
телефон,
телескоп,
Слайд № 13
шлем танкиста,
шлем космонавта,
луноход,
созвездие
метеорит.
Слайд № 14
Воспитатель: Викторина подошла к концу. Вы ответили на все вопросы. А какие вопросы из викторины вы задали бы родителям? Предлагаю вам провести викторину в своей семье.