Анжела Моисеенко
Сценарий викторины «Мы — патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы – патриоты
(проводится в форме викторины)
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о России, Москве формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия материков, крупных российских городов и рек, названия народных промыслов, познакомиться с происхождением и значением древнерусских слов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд ребус, глобус.
Публикация «Сценарий викторины „Мы — патриоты“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Литература: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»,
Коти Т. «Моя первая книга о России»,
Мирясова В. И., Коноваленко С. В. «Родная природа в стихах и загадках»,
Ривина Е. К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами».
Ковалева Г. А. «Воспитываем маленького гражданина. Пособие для работников ДОУ».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, а викторина. Чтобы узнать тему, давайте отгадаем ребус р 1 а (родина), па 3 оты (патриоты)
Тема нашего занятия «Мы- патриоты»
Воспитатель: Кого мы называем патриотом?
Дети: Человека, который любит свою Родину.
Воспитатель: Человек, любящий свою Родину, должен знать историю своей страны.
В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Васильки»
Василек – цветок России,
Он, как небо, синий-синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Команда «Ромашки»
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
Команды садятся за столы (столы поставлены двумя кругами, в центре каждого – цветок-символ)
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле. Какие страны вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В этих странах живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей: Родина – значит, родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. На каком материке расположена наша страна?
Дети: На материке Евразия.
Давайте начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется. Россия.
Граждане России называются. россияне.
Столица России – город. Москва
Жители Москвы называются. москвичи.
Санкт-Петербург основал. Петр Первый.
Москву основал – Юрий Долгорукий.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Удар в гонг
Конкурс №1. «Государственные символы».
Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн) Что такое государственный гимн? Когда исполняется гимн?
Дети: Гимн - это главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение
Воспитатель:А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе?
Дети:Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея. Скипетр и держава- символы царской власти. Корона и крылья орла золотые, похожие на солнце, а солнце- символ добра и справедливости. В центре – герб Москвы,как столицы России. На гербе- щит с Георгием Победоносцем, известным как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей- символ зла. Копьё направлено вниз. Это значит, что наша страна ни на кого не наступает, а охраняет свои границы и борется с внутренними проблемами.
Конкурс №2 «История флага»
Наш флаг имеет свою историю. Как назывались первые флаги?
Дети: Стяги.
Воспитатель: Каково было их предназначение?
Дети: Стягивать к себе, объединять воинов для защиты своей земли.
Воспитатель: Как выглядели первые стяги?
Дети: Это был шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Затем стяги стали делать из ткани.
Конкурс №3 «Художественный».
Воспитатель: Я приглашаю по одному игроку от каждой команды пройти к мольбертам. Нужно нарисовать флаг России. Что обозначают полосы на флаге?
Дети: Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий- цвет мирного неба, красный – цвет храбрости и крови, пролитой за родину.
Конкурс №4. «Литературный».
Воспитатель: А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительность чтения.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал,
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти
Конкурс №5 «Твоя малая Родина»
Воспитатель: Родина бывает малая и большая. Что является для вас большой Родиной? Что такое малая Родина?
Дети: Большая Родина – Это Россия, малая родина – это Москва.
Задание: собрать из разрезной мозаики достопримечательности Москвы и рассказать о них (Большой театр, Третьяковская галерея, Собор Василия Блаженного, Спасская башня).
Большой театр- это музыкальный театр. Здесь проходят оперные и балетные спектакли. Само здание очень красиво. Оно имеет восемь колонн, а сверху скульптуру- четверку лошадей с колесницей, которой управляет бог Апполон - покровитель искусства.
Третьяковская галерея- музей изобразительного искусства, в котором собраны картины великих русских художников. Перед зданием стоит памятник Павлу Ивановичу Третьякову. Это был богатый человек, фабрикант, который передал свою коллекцию картин в дар Москве. Он хотел, чтобы произведениями искусства могли насладиться все люди, а не только коллекционеры. Главный фасад сооружен по проекту художника В. М. Васнецова, чьи картины находятся в Третьяковской галерее.
Воспитатель: А начиналась наша Москва с Кремля. Всегда ли Кремль выглядел как сейчас?
Дети: Сначала был построен при Юрии Долгоруком из сосны, но Кремль много раз горел. При Иване Калите Кремль обнесли стенами из дуба. При Дмитрии Донском решено было построить стены из белого камня.
Так появился Кремль белокаменный. Но и белокаменный стал разрушаться. При Иване III Русь стала единым государством, и стены были построены из красного кирпича.
Конкурс №6 «Русский народный костюм»
Посмотрите какие гости к нам пожаловали. (Входят дети в народных костюмах) Милости просим. Ребята, посмотрите, всё ли правильно в костюмах?
Дети: В мужском костюме не хватает кушака, в женском - кокошника. (исправляются ошибки)
Воспитатель: Замужние женщины носили волосник. Если она выходила из дома без волосника, то о ней говорили «опростоволосилась». В настоящее время это слово означает- сделала что-то неправильно, оплошала. Если мужчина появлялся на людях без пояса, то о нем говорили «распоясался». Сейчас это обозначает «стать распущенным». Таковы истоки происхождения этих слов. А давайте теперь вместе с гостями поводим хоровод под русскую народную песню.
Конкурс №7. «Народные промыслы».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров.
Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
Эта роспись – просто чудо.
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
(Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
(Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
(Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундука отгадки.
Конкурс №8. «Пословицы о Родине».
Воспитатель: Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, Москве,ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. (Команды поочередно называют пословицы. Жюри подсчитывает баллы).
1 С родной земли умри, не сходи
2Русский человек добро помнит
3 Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей
4 Родина мать –умей за неё постоять
5 Где смелость, там и победа.
6Сам погибай, а Родину защищай.
7Кто в Москве не бывал, красоты не видал
8Москва всем столицам голова.
Конкурс №9. Кроссворд «Реки России».
Воспитатель: Велика и богата наша с вами Родина. Следующий конкурс – кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны. На нашем кроссворде есть подсказки.
1. Н
Е
В
А
2. М
О
С
К
В
А
3. Л
Е
Н
А
Эта река протекает в городе Санкт- Петербурге (Нева)
Название этой реки одинаково с названием города. (Москва-река)
Эта река созвучна женскому имени. (Лена)
Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.
Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?»
• Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми.
• Первый космонавт на Земле – гражданин России Юрий Гагарин.
• Россия победила фашистов во Второй Мировой Войне.
• Россия – страна с богатой культурой.
А что мы с вами можем сделать для того, чтобы наша Родина
стала краше?
Настоящий гражданин не будет :
- людям досаждать,
-дом и город обижать,
-дверь ногою открывать,
-в лифте кнопками играть,
-и на стенах рисовать,
-птиц, животных обижать,
-сор на улице бросать,
-правила движенья нарушать.
Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, “Кто больше скажет? ” (волшебных слов, “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) .
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры.
Цели:
• закрепить навыки игры в народные подвижные игры: «Хлибчик», «А мы просо сеяли», «Курочки-петушки».
• развивать увертливость в беге, умение действовать по сигналу воспитателя;
• интерес к народным играм;
• воспитывать выдержку.
Играем в игру «Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную.
Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары.
Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.
Игра повторяется.
Игра «Курочки – петушки».
В тарелочках смешаны горох и фасоль. Какая команда быстрее их разделит.
Дети, сидя на коврике, надевают на голову короны курочки и петушки и играют в игру.
"А мы просо сеяли"
Ход игры: дети поочередно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга говорят слова и выполняют движения по тексту.
Девочки:
- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.
Мальчики:
- А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!
Девочки:
- Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей.
Мальчики:
- Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу!
Девочки:
- Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!
Мальчики:
- Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).
Игра “Золото”.
Одна из играющих берёт какую-нибудь вещь (палочку, колечко, остальные становятся в круг, держа перед собой руки сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
“Я золото прихораниваю! Я чистое прихораниваю!
Моё золото пропало, чистым порохом запало,
Метелицей замело. Угадывай у кого? ”
Все: “Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица? ”
Стоящая в кругу девочка опускает руку с “золотом” в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой- нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей “золото” при словах: ”Угадывай у кого? - та выступает вперёд и угадывает. Если угадает, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают, в какой стороне живёт жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит “золото”