ирина буслаева
Викторина для старших дошкольников «Знатоки птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара
Россия,
Викторина для старших дошкольников
«Знатоки птиц»
Составила: воспитатель Буслаева
Ирина Рафаэлевна
Самара 2022
Цель: обобщить и систематизировать знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Публикация «Викторина для старших дошкольников „Знатоки птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Задачи: закрепить и уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц.
-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.
-развивать внимание, мышление, память.
-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,
-активизировать словарь детей по данной теме,
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, разрезные картинки синички и снегиря.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход викторины.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Воспитатель:
Где бы вы не гуляли: по берегу реки, в деревне, городу, лесу – повсюду вы встречаете птиц. Их жизнь полна чудес и загадок. Ребята, как вы уже догадались, что наша викторина посвящена птицам. Вас ждут интересные вопросы, загадки и забавные задания. И сегодня мы попытаемся узнать об удивительном мире пернатых. Давайте мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.
Д/и «Собери картинку».
А пока команды выбирают себе название - Игра со зрителями
Перед вами картинки с изображением птиц. У каждой птицы свое имя; свиристель, снегирь, сорока, голубь, синица, ворона, клест, сова, воробей.
1. В названии каких из этих птиц есть звук «р»?
Дети: свиристель, снегирь, сорока, ворона, воробей.
2. А в названии каких птиц есть звук «г»?
Дети: снегирь, голубь.
3. Звук «с»?
Дети: свиристель, снегирь, сорока, синица, сова, клест.
Молодцы!
Ну, вот у нас появились две команды «синички» и «снегири».
У жюри на столе все птички, которых назвали зрители, а на хвосте у них - задания для игроков. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.
Итак, первая птичка - Воробей, а на хвосте -
1задание: «Разминка»
Чья команда назовет больше птиц.
2 птичка - сорока и задание - «Загадки»
-На ветвях, украшенные снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
- И петь не поет, и летать не летает…
За что же тогда его птицей считают.
- Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
3 птичка - голубь и задание «Узнай по описанию»
-Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица, отвечай – ка.
- Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.
- У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клюв. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.
- Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.
- Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.
Подвижная игра «Птицы».
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся)
4 птичка свиристель, и задание «Ответь на вопрос»
Дорогие, ребята! Назовите птиц в каждом прямоугольнике. Соедините их с той буквой, с которой они начинаются.
5 птичка синичка и задание "Из какой мы сказки?"
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
6 птичка, мудрая сова, и задание «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. Сорока весть. (на хвосте принесла).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2. Всякая птица своим пером. (гордится).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
7 птичка - ворона и задание «Будь внимательным» .
Воспитатель: В этом конкурсе участвуют сразу две команды.
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть.
А если что-то другое, -
То ногою топнуть!
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, чижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Утка, щука и скворец!
8 птица - снегирь и задание - «Найди птицу».(вывешиваются 2 макета деревьев)
Воспитатель: 1команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц, а 2 - перелетных
Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая правильно.
Воспитатель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?
Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.
Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц
Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.
Подведение итогов. Дорогие наши ребята! Вот и подошла наша игра к концу вы все молодцы, хорошо работали, отвечали.