Ирина Шурбина
Конспект НОД в старшей группе «Виды транспортных средств. Гужевой транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Виды транспортных средств. Гужевой транспорт.
Программное содержание: Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени); активизировать словарь детей словами названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; упражнять в правильном произношении звуков «р», «ш», в умении давать развёрнутые ответы на вопросы, вовлекать в диалог робких детей, закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Виды транспортных средств, Гужевой транспорт“» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
- развивать любознательность, мышление, фонетический слух, моторику рук;
- воспитывать интерес к изучению истории окружающих предметов, понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Словарная работа: телега (повозка на колёсах, санки (повозка на полозьях-лыжах, наземный, воздушный, гужевой, водный транспорт, двигатель, водитель, лётчик, капитан, возничий.
Методические приё мы: сюрпризные моменты, вопросы причинно-следственного характера, игровые моменты, использование наглядности, дидактические игры, физминутка, загадки.
Оборудование: демонстрационный материал: иллюстрации с изображением различного вида транспорта (слайды, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками, сказочные герои, три круга, символизирующих три сигнала светофора.
Раздаточный материал: материал для аппликации.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом; рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-разукрашек с изображение транспортных средств, беседы, дидактические игры или занятия о правилах дорожного движения.
Ход занятия.
Организация занятия. Дети сидят, свободно расположившись, на ковре.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие будет долгим, но, надеюсь, увлекательным. Так что, вам нужно будет запастись терпением, вниманием, смекалкой. Итак… вы хотите попутешествовать?
Основная часть.
Воспитатель. А отправимся мы в путешествие на чём? Выберете сами. А сначала отгадайте загадки.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус). Слайд №1
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе,
А он держит их руками. (Троллейбус). Слайд №2
Этот конь не ест овса,
Вместо ног-два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только крепче правь рулём. (Велосипед). Слайд №3
Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко, возит грузы и людей.
Будь внимателен при ней! (Машина). Слайд №4
Как одним словом назвать всё то, о чём были загадки?
Дети. Транспорт.
Воспитатель. На каком из этих транспортных средств мы можем все вместе поехать в путешествие?
Дети. На автобусе, так как троллейбусы у нас не ходят, а в остальные мы не уместимся.
Воспитатель. Закройте все глазки. А теперь медленно их открываем. Где же мы с вами очутились?
Дети. Это сказка.
Воспитатель. А как вы узнали?
Дети. Потому что изображены герои из сказок. (Емеля, Старик Хоттабыч, Маленький Мук, Баба-Яга, богатырь). Слайд №5
Воспитатель. Да. Но не только сказочные персонажи. А ещё и сказочные виды транспорта. Так давайте найдём с вами, кто управляет всем этим транспортом. Слайд №6
(Дети находят сказочных героев и устанавливают их на свои места). Сегодня они будут гостями на нашем занятии.
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже знаем много видов транспортных средств. С каждым годом их становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. Но какой же вид транспорта появился первым?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Предлагаю детям взять из коробки по одной иллюстрации (лошадь, повозка, старинный велосипед, первый автомобиль, мотоцикл, современный грузовой автомобиль и электропоезд, внимательно рассмотреть их и сказать, что изображено на них?
Задание: положите картинки по порядку: что сначала, что потом. Объясните, почему вы так думаете? Слайд №7
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Слайд №8
Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли…. Как вы думаете, кто?
Дети. …
Воспитатель. Это были домашние животные. Слайд №9
Лошади, ослы, а в жарких странах слоны, верблюды, на севере – олени, собаки. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Когда колесо придумали, но не изобрели мотор, люди использовали силу животных – гужевой транспорт : ездили на телегах, каретах, санях. Гужевой происходит от слова гуж- кожаная петля- которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. Слайд №10
А мы с вами заведём сейчас свою машину. Физкультминутка.
Завели машину, (Крутят руль вправо и влево, произносят: «Ш-ш-ш»)
Накачали шину, («Насос»- наклоны вниз со звуком ш-ш-ш).
Улыбнулись веселей (Улыбаются друг другу)
И поехали скорей. (Крутят руль, произнося звук: «ш-ш-ш».)
Вот как хорошо доехали!
Дидактическая игра «Найди сходства и отличия».
Предлагаю детям сравнить две картинки (лошадь, запряжённая в телегу, и автомобиль). Чем они похожи. А чем отличаются? Слайд №11
Дети. Животные передвигают грузы с помощью своей силы и питаются травой или сеном. Собаки- мясом, потому что они живые. Машины «питаются» по аналогии с живыми существами) бензином, углём, электричеством, и передвигаются с помощью двигателя). Они перевозят людей.
Ребята, как известно, все транспортные средства двигаются не сами по себе. Ими кто-то управляет.
Дидактическая игра «Все профессии важны».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким транспортом управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов. (Самолёт- отважный лётчик, корабль – смелый капитан и т. д.)
Предлагаются следующие виды транспорта : автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, лошадь). Слайд №12
Воспитатель. Как называют человека, который управляет лошадью?
Дети. ….
Воспитатель. Его называют возничий.
Мы с вами познакомились с гужевым транспортом. Он возник одним из первых. Но не зря люди сочиняли сказки. Как вы думаете, о чём они мечтали? Ковёр- что это в наши дни? А во что могли бы превратиться печка Емели и сапоги-скороходы?
А теперь давайте подумаем, на каком виде транспорта мы могли бы отправить наших гостей из деревни?
Дети. На машине, на автобусе, на лошади….
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам наклеить какой-нибудь транспорт из данных заготовок.
(У каждого ребё нка заготовки геометрических фигур: 3 круга, 2 квадрата, 2 прямоугольника).