Наталья Томилина
Виды театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Виды театрализованных игр
К разновидности театрализованных игр Артемова Л. В. относит следующие игры: игры-драматизации с пальчиками, с куклами би-ба-бо, игры с настольным театром (плоскостные объемные фигурки персонажей, фланелеграф и теневой театр.
Публикация «Виды театрализованных игр» размещена в разделах
В настольном театре игрушек используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
В настольном театре картинок - все картинки - персонажи и декорации должны быть двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужно подобрать опору. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная.
Другой вид - фланелеграф. Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать "живые" картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно (всей группой) одновременно все ребята во время занятий. Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены.
В теневом театре необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные и плоские изображения. Персонажи отбрасываю тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Чтобы показать сценки с несколькими персонажами одновременно, устанавливается внизу экрана планка, на которой можно укреплять фигурку. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх - драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в каких-то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения. От текста инсценируемого произведения зависит и состав участников, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, потребность в создании определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального материала. Дети передают характер персонажа только с помощью средств образной выразительности (интонация, жесты, мимика, позы, походки и др.) поскольку действуют от лица персонажей в русле конкретного литературного сюжета.
Поскольку дети действуют от лица персонажей, требуется уяснить ход событий, образы и поведение героев сказки или рассказа и представить их в таком виде в каком они даны в произведении со всеми характеризующими их особенностями. Необходимо подвести ребенка не только к пониманию типичного в персонаже, но и помочь определить конкретные признаки, характерные для данного литературного произведения.
Драматизация как выразительное пластическое движение может осуществляться и вне литературного произведения она может использоваться как момент при рисовании, при рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве.
Игры-драматизации часто включаются в содержание детских праздников.
Участвуя в играх-драматизациях ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образ. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок, с помощью своих пальцев. Сказки "Коза и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Один из разновидностей театрализованной игры - игры-драматизации, с куклами би-ба-бо, тростевые куклы, люди - куклы, марионетки, простая кукла с живой рукой. В играх с куклами би-ба-бо на пальцы рук надевают туловища куклы, действия осуществляются с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действую на ширме, за которой скрывается входящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку и так далее. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.
Когда дети увидят игру взрослого с куклами би-ба-бо, они, скорее всего также захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в голову можно вставить два пальца вместо одного. Можно изготовить куклы и для детских рук. Необходимо показать ребятам как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.
Тростевые куклы относятся к верховым и управляются специальным механизмом с помощью тростей. Основу тростевой куклы составляет гапит - деревянный стержень, который служит позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас. Корпус и голова куклы управляются рукой ребенка, который держит гапит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой ребенка при помощи проволочных тростей. Трости крепятся к кистям куклы.
Люди-куклы относятся к напольным куклам. Ребенок надевает на себя огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготовлены из поролона. Чтобы ребенок, находящийся внутри, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка.
Марионетками принято называть кукол, управляемых сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваги. Вага деревянная крестовина к которой на ниточках подвешивается кукла. Марионеток можно изготовить из поролона или пенопласта, оклеив их тканью и расписав красками.
Если кукла и вага готовы можно приступить к подвеске куклы к ваге. Прежде всего необходимо определить длину нитей. Она зависит от роста ребенка, который будет управлять куклой, и высоты самой куклы (подвеску осуществляют два человека).
Рука ребенка, управляющая марионеткой, должна быть примерно на уровне согнутого локтя. Управлять куклами не очень сложно, но от детей требуется собранность, внимание, так как любое неосторожное резкое движение разрушает иллюзию действий живых персонажей.
Яркими выразительными возможностями обладает простая кукла с "живой" рукой, которая состоит из деревянного стержня - шеи и головы из папье-маше. На борозде прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы - руки кукловода в цветных перчатках. Традиционно этих кукол относят к верховым. Если несколько изменить конструкцию, то их можно считать напольными. Основой такой куклы является плащ, сшитый из ткани в виде треугольника. Один угол крепится к голове куклы выполненной из папье-маше. Два других угла на резинках прикрепляются к запястьям ребенка. Для того. чтобы зафиксировать голову куклы, к ней прикрепляются тесемки, которые завязываются на шее ребенка.
Куклы с "живой рукой" могут передавать различные настроения героя. Они обладают выразительной жестикуляцией, недоступной куклам других систем. Ребенку, управляя куклой с "живой рукой" нужно помнить о том, что во время репетиций и выступлений он должен быть развернут лицом к зрителям; в противном случае кукла не будет видна.
Куклы помогут ребенку проявить себя в песенном, игровом, танцевальном творчестве, а также в импровизации на детских музыкальных инструментах. Общение с куклой помогает ребенку почувствовать себя свободным, раскрепощенным, обрести уверенность в своих силах. Только слившись с куклой, игрушкой в единое целое, ребенок сможет создать образ данного персонажа. Детям интереснее, когда не только говорят, но и действуют, как герои сказок.