Папки-передвижки

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Бабаян Алина
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Работа со словарями на уроках в начальной школе

в рамках требований ФГОС

(2 слайд)

Словарь – это вселенная,

расположенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь –

это книга книг. Ан. Франс

(3 слайд)

Публикация «Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Среди общеучебных умений и навыков важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников.

Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словарей – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Т. о., словари можно считать средством не только обучения, но и воспитания. (4 слайд)

С помощью словарей учащимся предоставляется возможность:

научиться работать с несколькими источниками информации;

обогатить свой словарный запас;

познакомиться с лексическим значением незнакомых слов;

усвоить грамматические формы, нормы языка;

научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению нормативного ударения;

закрепить в своей памяти зрительным путем трудно усваиваемые написания.

Поэтому целесообразно проводить работу со словарями не фрагментально, а систематически, с 1 по 4 класс. Тем более, что по требованиям ФГОС ученик должен научиться ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Замечательная идея УМК «Перспективная начальная школа» - это система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса). Это создаё т правильную установку: словарь – это отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью. И школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Причём и на уроках русского языка и литературного чтения, и на уроках ознакомления с окружающим миром и на уроках математики. Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнение. Только на уроке русского языка во 2 классе обращение в словари происходит 153 раза, а дальше - больше.

(5 слайд)

Во 2 классе 5 словарей :

1. Толковый словарь.

2. Словарь «Пиши правильно» (орфографический)

3. Обратный словарь.

4. Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический)

5. Словарь происхождения слов.

В 3 классе добавляется словарь устойчивых выражений (фразеологический, в 4 классе – словообразовательный. У каждого словаря своя пиктограмма. Важно, чтобы школьники понимали назначение каждого словаря.

(6 слайд)

С самого начала ведётся работа в этом направлении. Например, установить соответствие между словарной статьёй и пиктограммой; или между названием словаря и его пиктограммой. Дети выполняют работы такого вида и индивидуально, и в парной работе, и фронтально. Это им очень нравиться.

(7 слайд)

Кроме этого на уроках регулярно звучат другие задания, решающие эти же задачи. Например: покажи какой словарь расскажет нам о правильном произношении; в каком словаре мы узнаем о дальних и близких родственниках слова; расположи слова так, как они должны быть расположены в обратном словаре и др.

Эта работа важна, т. к. если во 2 классе детям дается задание, какой использовать словарь, то в 3 классе лишь пиктограмма на это указывает.

(8 слайд)

Это кропотливая работа, поначалу шумная, требующая достаточного количества времени, но интересная и дети с удовольствием её выполняют.

Основное использование орфографического словаря известно всем. Учебник предлагает уч-ся множество заданий с использованием его, когда нужно уточнить правописание того или иного слова. Но данный словарь выполняет и другие функции (в зависимости от задач, решаемых на уроке)

(9 слайд)

Кроме того я включаю в работу целый ряд заданий (в зависимости от темы) :

выписать слова из словарика на заданную тему;

выписать слова с безударной гласной «а» (о, е, и);

выписать слова с мягким знаком в середине;

дописать предложение нужными словами;

написать потерявшийся слог в слове; и др.

(10 слайд)

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Окружающий мир». Кроме этого, словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы познакомить с многозначными словами, с омонимами, с синонимами или решить другие вопросы по теме урока.

(11слайд)

Работа с обратным словарём на уроках русского языка является необычной, хотя именно обратный словарь даёт огромные возможности для решения грамматических задач.

Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Более того, в обратном словаре слова выровнены не по левому, а по правому краю (т. е он группирует слова по грамматическим признакам)

Как же можно использовать обратный словарь? Он оказывает учителю огромную помощь при изучении самых различных тем.

Кроме того обратный словарь помогает учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме. Причём такие диктанты с удовольствием составляют и дети.

(12 слайд)

Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу. Он тоже постоянно задействован на уроках. Школьник отсылается к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов.

(13 слайд)

Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков.

(14 слайд)

Словарь происхождения слов во время первого с ним знакомства убеждает детей в том, что порядок расположения слов в нём также алфавитный и что в нём содержатся какие-то очень интересные сведения. Учащиеся откроют и другие преимущества этого словаря, в частности как ещё одного способа проверки правильного написания слов.

Например, во 2 классе в учебнике читаем задание:

Если ты узнаешь, от какого слова произошло слово сирень (от синий или серый, ты НИКОГДА не ошибёшься в написании! Посмотри в Словарь происхождения слов!

(раздаю распечатанную страницу словаря; прочитайте словарную статью)

Если будешь знать, от какого слова произошло слово снегирь, ты не сделаешь ошибки! Посмотри в словарь!

(15 слайд) В третьем классе вводится 6 словарь - «Словарь устойчивых выражений» (фразеологический словарь)

Важность работы по фразеологии в начальной школе очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный длительный процесс.

Одним из основных направлений работы на протяжении всего начального курса русского языка является обогащение речи учащихся фразеологизмами. Наличие их в активном словаре придаёт речи особую яркость, меткость, образность, расширяет кругозор. С этой целью можно проводить целый ряд упражнений. (16слайд)Например, такой этап работы на уроке, как рефлексия, можно также провести с помощью фразеологических оборотов.

(17слайд)

В 4 классе появляется словообразовательный словарь, который помогает уч-ся в образовании различных частей речи, в образовании сложных слов, в разборе слов по составу.

Важно, что данные словари обслуживают все образовательные области УМК «Перспективная начальная школа». Вот один из примеров такого использования словарей.

(18 слайд)

Система работы со словарями, разработанная в данном УМК, воспитывает живой интерес к слову, повышает культуру речи, расширяет активный словарный запас, способствует повышению грамотности. Уже в конце 2 класса планируется проверочная работа, цель которой- проверить умение пользоваться словарями русского языка

Словари заслуженно называют спутниками цивилизации и сокровищами национального языка. Коммуникативная компетентность личности является ведущей в современном обществе. Она предполагает высокий уровень культуры общения. Однако умение подбирать нужные слова, правильно их произносить, грамотно строить фразы не приходит само собой. Неоценимую помощь в этом окажет умение работать со словарями.

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д. Свифт)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 08:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Бабаян Алина (УИ 2198229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД