Олеся Загреба
Виды развивающих игр. Их характеристика
▼ Скачать + Заказать документы
Виды развивающих игр. Их характеристика.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Темочки:
Развивающие игры – это многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка - дошкольника
Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.
Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии.
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей
Сущeствует нeсколько групп развивающих игр :
1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
2 группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
Основные развивающие игры
Дидактическая игра
Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Среди дидактических игр различают игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей.
Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы".
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно - печатные игры
3. Словесные игры
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой,
бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем,
систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски»,
«Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Подвижная игра
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой,средней, большой подвижности); по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров», и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
Сюжетно - ролевая игра
Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер.
Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял. Пример сюжетно - ролевых игр : «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека «и т. д.
Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.
В зависимости от этого сюжета, сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»
(большое место уделяется кукле).
Игры на производственные темы, в которых отражается труд людей (школа,
магазин, библиотека, почта, транспорт).
Игры на общественно-политические темы, отражающие героические
подвиги народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Режиссерская игра
Режиссерские игры (разновидность самостоятельной сюжетно-ролевой игры, в
которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Ребёнок одновременно выполняет и функцию режиссёра, и функцию актёра.
Театрализованная игра
Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему. Пример театрализованной игры : «Петушок и бобовое зернышко»
Структура сюжетно - ролевой игры и игры - драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.
Строительно-конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети
отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.