Папки-передвижки

Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Елена Шубина
Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Для стимулирования развития речи детей в ДОУ организуется планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 2-летнего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

Направленная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников ведется, как правило, на специально организованных занятиях.

Публикация «Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Эффективным средством преодоления проблем общего недоразвития речи у дошкольников является творческая деятельность. Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Н. В. Федорова, М. А. Струговец утверждают, что именно лепка активно обогащает ребенка не только в художественном и творческом плане, но и влияет на общее развитие, повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, стимулирует развитие памяти, внимания, воображения, формирует и совершенствует трудовые умения. Для лепки можно использовать различный материал, обладающий достаточной пластичностью. Например, тесто – это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Поделки из теста, изготовленные детьми и воспитателями, могут быть использованы в оформлении интерьера детского сада группового помещения, как подарочные сувениры родителям, гостям, что повысит воспитательное значение продуктивной деятельности.

Для лепки можно использовать и глину. Ее скатывают в комки удлиненной формы, чтобы детям легче было делить их на части разной величины. Лепят дети на деревянных дощечках, керамических (облицовочных) плитках, на пластике, нарезанном в виде квадратов или прямоугольников.

На занятиях по лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т. п., кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска.

Своеобразным способом развития творческих способностей детей является обучение их приемам флористики, изготовлению поделок из сухих листьев, травы, цветов, кожуры фруктов и т. д.

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные ими картины, панно, эстампы пока еще не будут совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения.

Стоит сказать и об эффективности использования аппликации для развития мелкой моторики у детей. Особенно полезен с этой точки зрения такой способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ.

В работе над аппликацией главное внимание направляется на обучение детей технике работы ножницами. Дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: их нужно научить правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезывать предметы округлой, прямоугольной и др. формы. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания – процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но они должны быть для детей интересными и доступными. Именно в ходе таких упражнений и происходит развитие мелкой моторики.

Занятия изонитью являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомер. На занятиях дети приобретают практические навыки (владения шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами). И, важно, что данный вид деятельности позволяет расширять знания детей, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и т. д.

Система работы по изонити рассчитана на два года с детьми старшего дошкольного возраста, основой для перспективного плана по изонити, служит перспективно-тематический план разработанный совместно с учителем-логопедом.

Совместная деятельность по изонити, организуется во второй половине дня. Темы занятий, разработаны согласно лексической теме недели. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие изонитью проводиться с использованием игровых приемов.

На занятиях по изонити работе с детьми используют следующие приемы:

- использование и обследование фона (подбор цветного картона и цветных ниток, позволяет закрепить название цветов, познакомить с гармоничным сочетанием цветов и их оттенков, активизируя в речи соответствующий словарь;

- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно», данная беседа позволяет познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности;

- комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

- работа на «пробниках» (отработка какого – либо приема);

- совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога;

- художественное слово, использование как стихотворений, так и загадок, например о карандаше, ножницах, игле и т. д.

- вопросы к детям, дают возможность рассуждать, быть участником конструктивного диалога;

- выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки;

- физкультурно-оздоровительные моменты (физминутки, релаксация);

- учет индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Эти же моменты возможны и на других занятиях

Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Для первых шагов в рукоделии лучше всего подходит вышивка крестом. Бисер для маленьких пальчиков еще слишком мелок, вышивка гладью требует определенной сноровки и прилежания, для того чтобы слушалась игла и стежки ложились бы близко друг к другу. Для шитья необходимы воображение и логика, чтобы представлять себе алгоритм действий и возможный результат. А вот вышивка крестом на первых порах прощает некоторые детские оплошности и способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления.

При этом движения должны быть точными, что требует достаточно хорошего развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребёнка, можно использовать самые разные приёмы. Например, облечь занятие в сказочный сюжет или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребёнок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведущего.

Вышивка привлекает детей тем, что в результате их стараний появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка: когда из разрозненных ниток и тряпочек, входящих в наборы для вышивания, через некоторое время возникает цыпленок, рыбка или собачка, вышитые на декоративной подушечке или прихватке для посуды. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее.

Основной формой творческой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР по развитию мелкой моторики являются занятия. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание творческой деятельности на занятиях, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс творчества, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество деятельности : индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Кроме того, творческая деятельность с детьми дошкольного возраста с ОНР по развитию мелкой моторики осуществляется и ходе проведения досуговых мероприятий. Причем она может иметь место на любом этапе досуга.

Например, аппликация, лепка может быть включена в сюжет тематических или сезонных праздников как элемент оформления зала, группы, а может использоваться и в момент проведения конкурсов.

Таким образом, творческая деятельность с детьми дошкольного возраста с ОНР по развитию мелкой моторики может быть различных видов и осуществляться в разнообразных формах.

Публикации по теме:

Консультация логопеда «Физкультурные паузы и мелкая моторика» (старшая группа) Многие учёные считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. В специальной литературе.

Развитие мелкой моторики рук детей с ОНР посредством кружковой работы Развитие мелкой моторики у детей с ОНР - важная задача, которую решает не только учитель-логопед, но и воспитатель. Мы предприняли попытку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 19:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шубина (УИ 211681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД