Олеся Семенова
Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Публикация «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения и воспитания. Особое место занимает интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Существует несколько вариантов интеграции, но мы используем вариант интеграции по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Именно такую интеграцию и представляет собой проектный метод.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению американского педагога Уильяма Килпатрика). Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Можно выделить несколько типов проектов, актуальных для дошкольного образования :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Он должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой, уметь донести ее до детей,
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
- заинтересовать каждого ребенка,
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,
- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
- использовать индивидуальный подход,
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
- информировать о его реализации.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для детского понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – ребёнок – родители. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Проектный метод предполагает реализацию ряда принципов:
• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Зачем нужны проекты?
Проекты :
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу в соответствии с их уровнем развития. Формулируются проблема и цели проекта.
Происходит «вхождение» в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап
Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Третий этап
Практическая часть проекта.
Педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
Четвёртый этап
Подготовка презентации по деятельности конкретного проекта, представление продукт детской деятельности, определение задач для новых проектов. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Подводя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка; как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие новые формы работы можно организовать в будущем.
Оценку проектов можно провести по следующим критериям:
1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление:соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года и до сегодняшнего дня активно работают над использованием проектного метода в воспитании детей дошкольного возраста.
Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в деятельность дошкольного учреждения, с педагогами проводилась методическая работа по ознакомлению их с инновационной технологией: консультации «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», «Формы планирования в рамках проектного метода», семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении».
Говоря о принципе открытости дошкольного учреждения, следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, изготавливали поделки, организовывали выставки, участвовали в презентациях проектов. Удалось добиться взаимодействия в системе «Родители – воспитатели - дети». Планируется проводить совместные походы, экскурсии, игры-эксперименты по тематике проектов, приглашать родителей для проведения интересных встреч и бесед.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности :
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• самостоятельны и гибки в принятии решений;
• сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
• осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод :
• проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
• обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
• осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
• реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения :
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия:
• функционирование школы передового опыта «Проектная деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями»
• обновление предметно-развивающего пространства ДОУ с целью расширения возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира;
• организация игры-развлечения для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…» - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогами детского сада.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.