Юлия Халанская
Виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи
▼ Скачать + Заказать документы
ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Заочное отделение
Контрольная работа
по медико-биологическим и социальным основам здоровья _
обучающейся _
группы 2 «» специальность 44.02.01 Дошкольное образование _
Тема: №17 – виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи
Дата:
Оценка:
Преподаватель:
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 3
1. Закрытые повреждения (ушиб, растяжение, вывих, перелом). Первая доврачебная помощь при закрытых повреждениях …. …. 4
Публикация «Виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи» размещена в разделах
2. Открытые повреждения (раны, инородное тело, царапины, потертость). Первая доврачебная помощь при открытых повреждениях …. 7
3. Кровотечения, виды, меры остановки ….…. …. 10
Заключение…. 12
Список использованных источников ….…. 13
Введение
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Слово «травма» (переводится как рана) повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.
Детский травматизм – одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще всего травмы возникают дома или на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в детских учреждениях или во время занятий спортом. Еще реже наблюдаются утопления и отравления [1].
Наиболее опасны три вида травм : бытовые, транспортные и утопление.
Чаще всего травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще (73,3%, чем у девочек. Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей, чем от детских инфекций.
Ежегодно в травматические пункты попадает свыше 500 000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений имеют значение анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и психическое развитие, нехватка житейских навыков.
Чаще всего смертельные исходы (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью в детских учреждениях, с негативным отношением к занятиям, учебе. По статистике около 70% детей имеют слабый тип нервной системы, 15 % - двигательную заторможенность [5].
На мой взгляд – данная тема имеет высокую актуальность именно для дошкольных учреждений, в связи с тем, что нередко детский травматизм и его профилактика являются важными вопросами в практике педагога.
1. Закрытые повреждения (ушиб, растяжение, вывих, перелом). Первая доврачебная помощь при закрытых повреждениях
Виды повреждений в зависимости от характера бывают механические (при падении, ударе, физические (при воздействии высокой или низкой температуры — ожоги, обморожения, действие электрического тока, проникающей радиации и т. п., химические (при воздействии на ткани разных химических веществ — кислот, щелочей, отравляющих веществ и пр.).
К закрытым повреждениям относятся повреждения, при которых отсутствует нарушение кожных покровов и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов [4].
Самым частым закрытым повреждением бывает ушиб. При ушибах кожный покров не нарушен, нет наружного кровотечения, но под кожей в мышцах травмируются небольшие кровеносные сосуды, из которых кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляются припухлость и синюшно-красное пятно, которое постепенно меняет свой цвет на сине-багровый, зеленый и желтый (кровоподтек, или синяк).
Первая доврачебная помощь : для уменьшения боли и кровоизлияния на ушибленное место прикладывают холод — емкость с холодной водой или холодные примочки. Ушибленную часть тела приподнимают и обеспечивают ей полный покой.
Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, а так же неловких поворотах. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голеностопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже наблюдаются растяжения локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение движений в суставе, а через 2-3 дня может выявиться кровоподтек.
Первая доврачебная помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой, давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом.
В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или даже разрыв связок и суставной сумки, со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. При вывихе могут разрываться мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся в области сустава, а также повреждаться соседние сосуды и нервы. В месте повреждения возникает резкая, усиливающаяся при малейшей попытке к движению боль, опухоль и кровоподтеки. Ненормальное положение поврежденной руки или ноги ни в коем случае исправлять неспециалисту нельзя.
Первая доврачебная помощь : при вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вывихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его и доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.
Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости. Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если наряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно проникновение микробов. Перелом кости сопровождается резкой болью, усиливающейся при малейшем движении, может наблюдаться подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний).
Первая доврачебная помощь при переломах обеспечивается, прежде всего, полным покоем поврежденной части тела. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и усилить боль. Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) неподвижности применяют шины. В продаже имеются готовые шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствуют разным частям рук и ног (в срочных случаях можно воспользоваться палкой зонта, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге). При открытом переломе перед наложением шины на поврежденную конечность кожу вокруг раны смазывают йодом и на рану накладывают стерильную повязку [4, 6, 7].
Многих серьезных травм можно избежать, если родители и воспитатели будут внимательно следить за детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и всячески ограждать от них детей.
2. Открытые повреждения (раны, инородное тела, царапины, потертости). Первая доврачебная помощь при открытых повреждениях
Открытые повреждения связаны с нарушением целости наружных покровов: раны, открытые вывихи и переломы, потертости, царапины, инородное тело, ожоги и другое [3].
Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубже лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы и др.). Необходимо помнить, что все раны, даже самые незначительные, всегда инфицированы.
Первая доврачебная помощь : в первые часы после ранения микробы, в основном, находятся на поверхности раны и еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожных или слизистых покровов надо срочно принять все необходимые меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние микробов на рану, не дать им возможности проникнуть в организм. С этой целью применяется обработка раны 3%-ным раствором перекиси водорода или слабо-розовым раствором марганцовокислого калия ( 1:1000 или 0,5%-ный раствор, края раны смазываются 5%-ной спиртовой настойкой йода или 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зелени, на рану накладывается повязка с 1-5%-ной синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского. Основное правило, которое надо соблюдать при обработке раны,— не касаться ее руками, на которых всегда имеются микробы. Нельзя промывать рану водой.
Инородные предметы, тела — предметы или части их, чуждые организму, попавшие в него в результате повреждения покровов или через естественные отверстия и оставшиеся в тканях, замкнутой полости тела или в просвете полого органа, а также различные эндопаразиты, образовавшиеся в органах конкременты и некоторые насекомые. Инородными предметами в ране могут быть иглы, осколки стекла, опилки, кусочки металла, пластика, древесины.
Первая доврачебная помощь : до оказания квалифицированной медицинской помощи ни в коем случае нельзя извлекать из раны инородные предметы.
Небольшие занозы: если над местом повреждения кожи возвышается только небольшая часть инородного тела, то достаточно наложить многослойную марлевую повязку, вырезав ножницами отверстие на месте постороннего предмета. Толщина повязки должна быть такой, чтобы инородное тело над ней не возвышалось. Повязка закрепляется марлей или пластырем. Важно, чтобы повязка была не слишком тугой.
Посторонние предметы больших размеров: если инородный предмет больших размеров, то необходимо оберегать его от внешнего воздействия, стараться не задеть и не дотрагиваться до него. Стерильную марлевую повязку разрезают до половины и накладывают на рану так, чтобы заноза оказалась в центре. Место ранения следует обложить подушечками из индивидуального перевязочного пакета, осторожно прижать и закрепить с помощью марли или полосок пластыря.
При ссадинах и царапинах повреждается только поверхностный слой кожи. При порезах – все ее слои, а в ряде случаев и низлежащие ткани.
Первая доврачебная помощь : царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются сильным кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом или заклеить бактерицидным пластырем.
Потертость — острая форма воспаления (дерматита) кожных покровов, которая возникает из-за действия механических факторов: продолжительного трения, сдавливания плохо подогнанной обувью, одеждой, ремнями и т. п. Чаще всего проявляется локализованными болезненными участками на коже ладоней после физической работы, на пальцах ног, в области пяток и лодыжек. Развитию потертостей способствует повышенное потоотделение организма, оно часто сопровождается возникновением пузырей с прозрачным содержимым.
Если ребенок носит тесную или малоразношенную обувь, у него может возникнуть потертость ног — покраснение или отслойка эпителия, под которой скопилась жидкость (пузырь).
Первая доврачебная помощь : потертость следует осторожно промыть слабым раствором марганцовокислого калия, смазать йодом и наложить стерильную повязку, смоченную стерильным касторовым маслом или рыбьим жиром. Если целость пузыря не нарушена, вскрывать его не рекомендуется, чтобы не вызвать инфицирование ранки. Обувь ребенка надо поменять на более удобную и соответствующую его размеру [2, 3, 7].
Здесь, также, в профилактике травматизма особое внимание уделяется предупреждению рисков и ограждению детей от опасных мест и ситуаций.
3. Кровотечения, виды, меры остановки
Кровотечение — выход крови за пределы сосудистого русла или сердца в окружающую среду (наружное кровотечение, в полость тела или просвет полого органа (внутреннее кровотечение).
Любой вид кровотечения в зависимости от степени повреждения кровеносного сосуда сопровождается истечением крови из участка раны.
Выделяют три вида кровотечения, по возрастанию опасности [4] :
Капиллярное — кровь истекает из раны медленной струей, не угрожает жизни человека, это следствие повреждения мельчайших сосудов. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов вследствие свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не приостанавливается, надо наложить давящую повязку.
Носовое кровотечение чаще всего возникает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения при этом бывает различной: от кратковременного с потерей нескольких капель крови, до длительного и обильного. При кровотечении из носа ребенка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить его со слегка опущенной головой, для того чтобы кровь могла свободно вытекать наружу. Запрокидывать голову нельзя. На переносицу рекомендуется положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань. Если это не поможет, можно в носовые ходы вставить тампоны из ваты, смоченные раствором перекиси водорода.
Венозное — при таком кровотечении кровь возникает при повреждении стенок вен. Из раны такого типа медленно непрерывно вытекает кровь тёмного цвета, поскольку в сосудах вен давление ниже, чем вне организма.
Артериальное — вид наиболее опасного кровотечения. Угрожает жизни человека. Признак — лужа крови вокруг пострадавшего: из раны пульсирующей струёй течёт кровь яркого алого цвета.
Правила при остановке артериального кровотечения:
накладка кровоостанавливающего жгута производится выше места поражённого участка только после того, как на него будет наложена чистая марлевая повязка;
записка с указанием времени нанесения раны — обязательна. Необходимо всё время контролировать пульс: его быть не должно;
если у пострадавшего окраска поражённого участка начинает принимать синий цвет — срочно снимайте первичный жгут на несколько секунд. Дать крови стечь. И снова накладывайте его, предварительно закрывая место поражения.
При отсутствии жгута можно использовать любую резиновую трубку, полотенце, ремень, веревку, платок и т. д. На верхней конечности жгут накладывают в области плеча или предплечья, на нижней — в области бедра или голени.
Так как при наложении жгута сдавливаются все сосуды поврежденной конечности и питание нижележащих ее отделов резко нарушается, держать жгут можно не более 1-1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение [7].
Заключение
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно когда дети находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 – х направлениях:
1. Устранение травмоопасных ситуаций;
2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности.
Особенно необходим ребенку личный пример поведения родителей дома, на улице, в транспорте и так далее.
Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на воспитателей физ. подготовки, труда. Ведь именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема, и только общими усилиями можно оградить детей от этой страшной беды.
Собственный положительный пример в совокупности с соблюдением необходимых мер безопасности – это залог сохранения здоровья наших детей!
Список использованных источников
1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? / Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1.
2. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Высшая школа, 2016.
3. Инструкции по охране труда и технике безопасности в образовательных учреждениях. Методическое пособие / Автор - составитель Огарков А. А. - М. : Педагогическое сообщество России, 2005.
4. Руина О. В. Медицинская энциклопедия для всей семьи: Все, что нужно знать о болезнях. – М. : Центрполиграф, 2016.
5. Соколов Л. П. Предупреждение и лечение травм у детей : Учебное пособие. - М. : Дело, 2007.
6. Травматология и ортопедия. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г. М. Кавалерского. - М. : Издательский центр «Академия», 2005.
7. Шумада И. В., Векслер М. М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. – 2006.