Елена Чаиркина
Конспект НОД по рисованию «Весёлые матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Веселые матрешки» (хоровод).
Цель: Продолжить знакомство с русской матрешкой, как видом народной игрушки, как видом декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре;
- продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
- дать представление детям о русской матрешке, из чего она сделана, как
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
украшена;
- учить расписывать матрешку с натуры, по возможности точно передавая
элементы оформления «одежды»(цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке,
платке).
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, эстетическое восприятие и интерес к предметам народного творчества;
- развивать глазомер, чувство цвета, формы.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, эстетический вкус;
- побуждать проявлять интерес к народной культуре.
Интеграция образовательных областей: «художественно – эстетическое»,
«познание», «коммуникация», «социализация».
Словарная работа: расширять словарный запас новыми словами: «матрешка», «расписная», «народная игрушка», «деревянная».
Предварительная работа: знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с пятиместными и семиместными матрешками. Рисование и раскрашивание матрешек в раскрасках, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Оборудование и материалы:
Деревянные матрешки, силуэты матрешек, гуашь, банки с водой, листы бумаги белого цвета, кисточки, салфетки бумажные и тканевые, аудиозапись народных мелодий.
Организационный момент:
Дети сидят за партами.
Ход НОД.
1часть (вводная часть)
Воспитатель сообщает детям тему занятия.
- Здравствуйте ребята. Я пришла к вам в гости и принесла для вас сюрприз, а какой вы скажите сами, если прослушаете стихотворение (Г. Лагздынь).
Слушайте внимательно:
1. На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки-
Деревянные игрушки?
Мы успели сосчитать:
Из семи осталось – пять!
Из пяти вдруг стало – три!
А из трех? Одна, смотри!
Где же спрятались подружки,
Те, что вышли из избушки?
2. И еще одна интересная загадка:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская. (матрешка).
- Правильно, матрешка. (предложить детям повторить -«матрешка»).
Посмотрите, какая она красивая!
- Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Матрешка деревянная,
Матрёшечка румяная!
2 часть (основная часть)
- А вы знаете откуда взялась матрешка?
- Послушайте историю, как родилась матрешка.
- Около ста лет назад в Россию из далекой страны Японии купцы привезли маленькую игрушку-куклу. Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты они были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково- матрешками.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева и расписывать.
- Вот так ребята родилась матрешка.
- Наиболее известны три вида матрешек : Семеновская матрешка, Загорская матрешка и Полхов- Майданская матрешка.
Названия матрешек зависят от того места где их расписывали.
- Давайте внимательно рассмотрим ее.
(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек- матрешек.)
- В каждой стране есть свои сувениры. И в нашей стране - в России сувенирами являются деревянные матрешки и деревянные ложки.
- Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают эти сувениры и увозят к себе на родину.
- Из какого материала сделана матрешка? (из дерева).
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
- Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?
(Ответы детей).
- Верно, их расписывали, то есть, украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок.
- Ребята, а вы знаете что куклу- матрешку делают с секретом?
Матрешка раскрывается. (предложить одному из детей расставлять кукол).
На полке куколка стоит,
Она скучает и грусти.
Но в руки ты ее возьмешь
И в ней еще одну найдешь.
А в той еще. И вот уж в ряд.
Пять милых куколок стоят!
- А какие матрешки по росту. Одинакового или разного (ответы детей).
- Хоть роста разного, но все же -
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пестрых
Румяные матрешки - сестры.
Была одна, а стало?. (пять)
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
(предложить другому ребенку сложить матрешек.
Счет на убывание).
- А уж нарядом могут похвастаться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартуки художники? (ответы детей).
• Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев и ягод. Матрешки получаются веселые, яркие. Их можно долго рассматривать. Они привлекают внимание и взрослых и детей. Вам нравится их разглядывать? (Ответы детей).
Физминутка:
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют поочередно ноги)
В сарафанах наших пестрых (повороты, руки на поясе)
Мы похожи словно сестры. (поворот вокруг себя).
3 часть (продуктивная часть)
• Сегодня на занятии вы будете рисовать и разукрашивать матрешек, будто мастера игрушечники. «Мы с вами будем рисовать матрешек с натуры, как это делают настоящие художники, если хотят точнее нарисовать какой-то предмет. Натурой у нас будут матрешки. Мы постараемся передать особенности внешнего вида – форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на наших рисунках были похожи на настоящих – деревянных, расписных, нарядных и веселых.
Вспомним правила рисования :
- Как нужно держать кисточку в руке?
- Как обмакиваем кисточку в гуашь? (ответы детей).
- Как нужно смывать краску с кисточки? (ответы детей).
Итак, приступаем к творческой части занятия, начинаем рисовать.
•
- Давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Рита варежку одела
• Ой, куда я пальчик дела?
• Был же пальчик и пропал,
• В домик свой он не попал.
Самостоятельная работа детей.
В конце занятия рисунки выкладываются для просушки. Дети оценивают работы, которые им понравились больше и почему.
Подводится итог занятия.