Рауза Тахташева
Весенняя экскурсия с детьми в лесопарк
Цель: сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения и животные; учить устанавливать причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных; формировать навыки правильного поведения в природе.
Материал: гербарий раннецветущих растений, модели правил поведения в природе, листы бумаги, простой карандаш, восковые мелки, лупы.
Ход занятия:
(В группе) Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Весна).
Публикация «Весенняя экскурсия с детьми в лесопарк» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Давайте посмотрим в окно. Какая сегодня погода?
(Ответы детей.)
- А кто знает пословицы и загадки о весне?
(Можно дополнить ответы детей.)
- Как вы думаете, в такую солнечную, тёплую погоду можем пойти на экскурсию в лесопарк? (Да.)
(В лесопарке)
- Где мы находимся, ребята? Помните, мы приходили сюда осенью и зимой?
- Какие перемены вы заметили теперь?
(Ответы детей.)
- Посмотрите, на это дерево? Как оно называется? (Ольха). Давайте рассмотрим семена и цветы ольхи. Что вы можете сказать? (Воспитатель дополняет ответы детей, используя модели. Напоминает, почему нельзя ломать ветки ольхи.)
- Какие деревья ещё вы знаете? Назовите их.
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я загадаю загадку. Кто отгадает, поднимет руку – даст возможность отгадать другим детям. (Загадывает, слушает ответы детей.)
- Отгадали? А теперь по сигналу «Раз, два, три – к названному дереву беги!» выберите дерево, о котором можете рассказать. (Подбежав к дереву, предлагается рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлой экскурсией.)
(Ответы детей.)
Затем воспитатель предлагает рассмотреть кору дерева через лупу.
Как красив узор коры!
- Ребята, поляна покрыта цветами и травой. Какие цветы вы узнали? (Рассматривая мать – и – мачеху, спрашивает, почему так назвали этот цветок)
- Давайте найдём одуванчики и рассмотрим его листья через лупу.
- Можем ли мы собрать эти цветы в букет?
(Ответы детей.)
Воспитатель показывает модели правил поведения человека в лесу. Подчёркивает, что срывая раннецветущие цветы, человек уничтожает не только красоту природы, но и лишает корма проснувшихся после зимы, насекомых.
- Дети, что необычного мы увидели в весеннем лесу?
( Ответы детей: бабочку, серёжки берёз, цветы, муравья)
- Нас окружает множество звуков. Послушаем их… Что вы услышали? (Ответы детей.)
- Я загадаю загадки, узнайте, о ком они?
Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт. (Жук)
Балерина пляшет, вся искрится блёстками,
Над цветками машет, лепестками пёстрыми. (Бабочка)
- Каких жуков и бабочек вы знаете? Чем они отличаются?
(Ответы и рассказы детей).
- А что бы было, если бы не было насекомых? Как они помогают растениям? (Ответы детей.)
- Да, сами того не зная, они переносят пыльцу и обеспечивают рождение новых растений. Присядем на корточки, послушаем… Какие ещё звуки вы слышите? (Пение птиц.) Какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Ответы детей.)
- Чем птицы помогают лесу? (Ответы детей.)
- Ребята, вам понравилась наша экскурсия? У нас было настоящее путешествие, мы увидели разные деревья и цветы, услышали пение птиц. Лес – это целый мир. Люди должны беречь его. Расскажите, чем каждый из вас может помочь лесу? (Ответы детей.)
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк. (В. Орлов).
- Попрощаемся с нашей полянкой и оставим всем, кто придёт сюда гулять, правила друзей леса (таблички с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).
В группе детям предлагается зарисовать кто, что увидел в весеннем лесопарке.