Федорова Марина
Весенняя прогулка по экологической тропе детского сада для детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Цель: формировать навыки наблюдений за объектами живой и неживой природы на экологической тропе в весеннее время года.
Задачи:
• формировать представление детей о весенних изменениях в природе;
• накапливать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
• воспитывать любовь к природе, желание заботиться и защищать её.
Материалы: фигурки героев на деревянной основе эколята- дошколята; конверты с заданием от сказочных героев, мячи, мелки.
Публикация «Весенняя прогулка по экологической тропе детского сада для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ХОД
Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по экологической тропе детского сада. В путешествии мы узнаем, как живёт и чувствует себя природа после зимы. Мы можем понаблюдать за изменениями живой и не живой природы произошедшими в весеннее время года. Подумаем на тем, что мы можем сделать, если природе нужна будет наша помощь. Смотрите, кто - то сидит под деревом. Вы их узнали? Да это же геройчики эколята : «Ёлочка», «Шалун», «Тихоня», «Умница». Все вместе они охраняют и берегут природу. Помогают детям понять, как заботится о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями. Вместе с ними, мы будем путешествовать по нашей экологической тропе. И так, путешествие начинается! Первая станция: «Хвойные деревья».
Ребята, вы заметили какие либо, изменения в деревьях весной? (Ответы детей). Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Как вы думаете, какую пользу приносят хвойные деревья? (Очищают воздух).
Что можно рассказать о елочке? (Верхние верви у елей молодые, короткие, а внизу старые длинные. Кора тёмная, шершавая).
Какие условия необходимы для роста деревьев? (Свет, тепло и влага).
Чем хвойные деревья отличаются от лиственных, что у них общее? (У хвойных есть иголки, у лиственных – листья. А общее, ствол, ветки, корень).
В: Молодцы ребята, вы всё знаете. Весеннее пробуждение деревьев начинается с движения сока внутри ствола. Сок поднимается вверх по дереву – от корней к тонким веточкам. Поэтому мы видим веточки, хвоинки светлого, яркого цвета среди сухих и тонких отмерших веточек. Хвойные деревья снимают усталость, активизируют газообмен в лёгких и соответственно улучшает дыхание. Наша весёлая героиня «Ёлочка, которая носит бордовую шапочку, очень любит играть, говорить о том, о сём, с ребятами, приготовила для вас игру задание: «С какой ветки эти детки?»
В конверте лежат картинки деревьев и схематическое изображение веточек. Рассмотреть их и составить свои группы. К какому дереву относится веточка.
В: Молодцы ребята, справились с заданием «Ёлочки». Отправляемся, и следующая станция: «Цветник». Ребята, какие изменения вы заметили на клумбе? (Появились первоцветы)
В: приход весны ассоциируется с наступлением тепла, появлением первой зелени, первых цветов. Красивые весенние цветы радуют глаз ярким окрасом, впечатляют своей разнообразностью. Одни растения выживают только при солнечном свете, другие только в тени. Ростки крепнут. Превращаются в пышные кустики. На которых набухают бутоны, а затем распускаются очаровательные цветы. Скромный и стеснительный «Тихоня» младший брат «Жёлудя», который носит оранжевую шапочку и очень любит цветы и подготовил вам игры:
1. Игра: «Раз, два, три – к цветочку беги».
Дети, вы пчёлки, вам нужно лететь к названному цветочку:
1,2,3, к примуле лети; 1,2,3 к нарциссу лети.
2. Игра с мячом в парах: «Я знаю пять цветов»
Нужно отбивать мяч о землю и произносить: «Я знаю пять названий первоцветов, луговых цветов…» Примула- раз; тюльпан –два, нарцисс- три и другие. Если кто из вас сбивается или делает большую паузу, мяч передаётся другому игроку. Играем парами.
В: Молодцы ребята, поиграли. А теперь, отправляемся на следующую станцию, которая называется: «Метеостанция». Обратите внимание на то, что она огорожена забором. Давайте же рассмотрим комплекс различных приборов, установленных на метеостанции. Для чего они предназначены? Рассказ детей.
«Прибор – ветровой рукав, с его помощью нам удавалось определить направление и силу ветра. Есть солнечные часы, мы научились измерять время по солнцу. С помощью них мы познакомились с такими понятиями как: время, тень, длина. Есть прибор – осадкомер предназначен для измерения количества осадков. А ещё на метеостанции есть термометр, для измерения температуры воздуха.»
В: молодцы ребята, вот и прошлись ещё по одному объекту на маршруте экологической тропы. Наше путешествие продолжается и следующая станция: «Птичья столовая».
В: кто расскажет для чего и кому мы строим и вешаем кормушки? (Мы вешаем кормушки, чтобы привлечь птиц на территорию детского сада. Так как, в зимнее время года им особо трудно приходится выживать в отсутствие корма).
В: какую роль играют птицы в жизни природы? (Птицы- важная часть природы, они уничтожают насекомых – вредителей, являются переносчиками семян и растений. Уничтожают слабых и больных животных.)
В: зимой мы вещаем кормушки, а весной? (Скворечники). Правильно ребята, нужно заботиться о птицах и охранять их. Оставшимся на зиму птицам надо помогать, подкармливать. Подсыпать в кормушки корм. А весной делать скворечники и устанавливать на деревьях, так как им не хватает места для укрытия. Весной птицы прилетают из тёплых стран и радуют нас своим пением. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Помощь пернатым друзьям - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы.
В: мы отправляемся дальше и следующая станция: «Фруктовый сад».
В: Мы уже знаем о том, что зимой природа отдыхает, деревья стоят голые. А весной, словно пробуждаются ото сна. Появляются листья, зацветают фруктовые деревья. Появляются плоды. Обратите внимание на красоту деревьев. Послушайте стихотворение:
Как хорош он, весенний сад, фруктами будет богат.
Вишен стройных целый ряд- рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива, плодами сочными красива.
А вот и персик, на ветке, на самой верхушке…
В: отправляемся дальше, вот мы дошли до следующей нашей станции: «Поляна насекомых»
В: Ребята, как вы думаете, какие изменения в жизни насекомых происходят весной? (Насекомые, как и растения пробуждаются ото сна)
В: правильно, сразу после таяния снега в солнечную погоду, насекомые начинают появляются из своих укромных убежищ. На растениях можно увидеть желтых бабочек- лимонниц, они зимовали в щелях заборов. Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейник. Позднее появляются мухи, комары, стрекозы., вылетают осы, шмели и пчёлы. Как красные точки расползаются по растениям божьи коровки.
В: ребята, обратите внимание на домики насекомых. Я думаю, что в них некоторые насекомые прятались от холода и ветра. Они за зиму разрушились, рассыпались. Их нужно будет починить летом.
В: а мы продолжаем наше путешествие по маршруту эко тропы. И следующая остановка: «Лекарственные растения». Ребята, какие вы знаете лекарственные растения и травы? (Подорожник, мята, ромашка)
В: Хорошо, а вы знаете, о том, что весенняя поросль обладает самыми целебными свойствами, содержит большое количество витаминов и помогает в борьбе со многими недугами. Обратите внимание на молодую крапиву, растущую вдоль здания. Именно это жгучее растение, помогает в укреплении наших волос и содержит витамин С. А вот и наша мята, её листочки добавляют в чай, для освежающего эффекта, напиток из мяты снимает напряжение, усталость. Мята содержит в себе витамины группы Си П. А вот и подорожник одно из самых известных лекарственных растений в нашей стране. Если хорошо промыть свежий лист, помять его в руках и приложить к небольшой ранке, то он остановит кровь, снимет воспаление и поможет бороться с инфекцией. А вот здесь растет аптечная ромашка, она зацветёт летом. Ромашка, до сих пор является одним из самых востребованных лекарственных растений. Экстракт ромашки используется в производстве косметики. Входит в состав мыла, кремов и шампуней.
Природа делится с нами своими дарами, берегите и охраняйте её, и тогда она ответит вам тем же.
Самая серьё зная героиня: «Умница» в розовой шапочке с двумя забавными косичками, любит рассказывать своим друзьям интересные истории и хочет одной из них поделиться с вами.
Жила – была в красивом сказочном лесу большая мудрая сова. Это была очень умная, образованная и знающая множество интересных историй Совушка. Все жители леса часто обращались к ней за полезным советом. Однажды к сове пришла лиса в преунылом и прескверном настроении.
- Что случилось, лисонька? – спрашивает ее сова.
- Ох, Совушка… Проснулась я сегодня рано – рано… Посмотрела на себя в зеркальце и опечалилась: блеск в глазах исчез, шерстка поредела, желание веселиться и вовсе пропало! Что со мною? Неужто старость ко мне подкралась? Сова, выслушав причитания лисы, подумала и ответила: - Ты, вот что сделай. Нарви – ка самой обыкновенной зеленой крапивы. Приготовь из нее лосьон увлажняющий косметический, да отвар целебный омолаживающий. Пользуйся ими не меньше месяца. От старости твоей и следа не останется! Да только крапиву собирай самую молодую. Побежала лисица скорее траву собирать, да советы мудрой совы исполнять. А тем временем мимо старой сосны еле передвигался большой еж. Да так медленно, что можно было уснуть, глядя на него.
- Милый друг! Что с тобой? спросила Совушка, подлетев к ежу.
Остановился ежик и отвечает:
- Эх – хе – хе… Да что – то силушек моих не осталось совсем. Такая усталость навалилась на меня, ели ноги несут.
Призадумалась большая сова и вспомнила один проверенный старинный рецепт.
- Помогу я тебе, ежик. Подскажу способ силы восстановить. Но для этого тебе придется раздобыть большой букет ромашки и кипрея. Приготовишь из цветов волшебный отвар. Будешь принимать его каждый день в течение недели. И почувствуешь, как усталость твою, «как рукой сняло»! Появится бодрость и улучшится самочувствие.
И пошел ежик ромашку с кипреем собирать, да готовить отвар бодрящий.
Шли дни. Жизнь в сказочном лесу шла своим чередом. Пчелы нектар собирали над полевыми цветами, бабочки в воздухе гонялись друг за другом, птицы песни распевали на разные голоса.
В один из таких солнечных дней спустилась с толстой сосновой ветки к сове белка.
- Мудрая ты наша Совушка! Помоги мне! Грызла я вчера весь день кедровые орешки. А сегодня зубки мои начали болеть. Что делать? Сил моих нету больше терпеть эту боль! – взмолилась белка.
- Так – так – так…Срочно беги за цветками тысячелистника. Завари их кипятком, остуди и полощи ротик. Эти цветы отлично зубную боль снимают, - ответила сова. И так каждый день приходилось кому – то давать разные советы. Однажды Совушка подумала, а зачем жителям их большого леса ходить за лекарственными растениями в соседний лес? Ведь можно пользоваться своими травами, только собрать их в одно место для всех случаев. Думала – думала и придумала открыть лесную фито - аптеку. Облетела весь лес, оповестила всех о сборе цветов и трав и занялась приготовлением мазей, кремов, отваров и всяких напитков.
И вот настал день открытия первой лесной аптеки. Теперь не нужно было бежать в другой лес за лекарством. Пришел к сове в аптеку, взял, что нужно, да еще в нагрузку умный Совушкин совет приобрел. Весть про фито - аптеку быстро облетела всю округу. И стали сюда заглядывать даже жители дальнего леса. Уж больно им любопытно было на мудрую Сову посмотреть.
В: вот такую замечательную сказку рассказала вам «Умница». А наше путешествие продолжается и следующая наша станция: «Берёзовая аллея».
Перепутать берёзу с другим деревом просто невозможно. Такой белый ствол с чёрными вкраплениями только у берёзы. Обратите внимание, форма листьев тоже особенная- в виде сердечка. По весне можно заметить, как берёзка наряжается в небольшие серёжки. Они появляются ещё до того, как начнут распускаться листочки. Эти серёжки на самом деле являются цветами. Как вы думаете, какую пользу берёза приносит всем людям? (Ответы детей). По весне пока не распустились почки, делается надрез в коре. Вставляется соломинка, через которую можно попить берёзовый сок. А в лесу можно найти вкусные грибы- подберёзовики. Из берёзы изготавливают разные поделки, игрушки, украшения.
В: ребята, озорной «Шалун» в жёлтой шапочке с торчащим дубовым листочком, очень любит игры и хочет с вами поиграть. Игра: «Угадай, про какое дерево я говорю?».
Стройная, кудрявая, белоствольная (береза)
Грустная, печальная, плакучая (ива)
Стройная, зеленая, колючая (ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
В: вот ещё одна станция: «Можжевельник». Ребята, кто может рассказать, какую пользу приносят эти деревья? (Предположения детей)
В: можжевельник- это удивительное вечнозелёное растение, обладающими мощными оздоровительными свойствами. Там, где он растёт, воздух очищается от загрязнений. Запах который проникает в лёгкие убивает массу бактерий. Такой представитель весной, радует небольшими ягодками богатыми витамином С.
В: нам озорной «Шалун» предлагает поиграть в игру: «Отгадай и нарисуй». Я буду читать стихотворный текст, а, вы рисуйте ответы мелками на асфальте. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
В: наше путешествие по эко тропе подошло к концу. Смелые, умные герои эколята – дошколята, «берегут и охраняют Природу», они предлагают и вам узнать ближе Природу, подружиться с ней и полюбить её.