Елена Николаевна Радыгина
Весенние наблюдения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ С ДЕТЬМИ В ПРИРОДЕ.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство ответственности, наблюдательности за состоянием окружающей среды и природы в целом.
Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается многообразие растительного и животного мира.
Публикация «Весенние наблюдения в природе» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Природа, с её необычайным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребёнке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования. Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом.
Предлагаю ознакомиться с некоторыми способами наблюдения в природе в предвесенний период.
МАРТ
1. Обратите внимание ребёнка на сугробы, как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Снимите с сугроба ледяную корочку, потрогайте рыхлый снег под ней. Вылепите вместе с ребёнком зайчиков, людей, птиц и расставьте на сугробах посмотрите, что будет с ними днём и вечером.
2. Покажите ребёнку, как оттаял снег вокруг деревьев. Отметьте, каким грязным стал снег во дворе. Откуда взялась грязь? Почему её раньше не было видно? Почему в некоторых местах снег чистый? Почему некоторые сугробы не покрыты ледяной корочкой?
3. Какие длинные сосульки висят у желобов. Проследите, в какое время дня с них начинает капать. Послушайте, как они днём падают и звонко разбиваются вдребезги. Почему они падают днём?
4. Понаблюдайте, как лужи днём увеличиваются; к вечеру они замерзают, покрываясь ледяными иголками и к утру толстым льдом.
5. Покажите какой утром пушистый узор на окнах. Днём он делается всё тоньше, прозрачнее и, наконец, совсем растает. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Рыхлый снег темнеет в марте».
6. Поговорите с ребёнком о долготе дня. Вспомните, что в феврале в 8 часов, когда шли в детский сад, было ещё темно. А теперь? В каком месте показывается солнце? Где оно прячется? Длиннее ли стал его путь?
7. В начале марта ещё часто бывают вьюги-снегопады с ветрами. Прислушайтесь к ветру. Спросите у ребёнка, что они слышат в его звуках. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».
8. Понаблюдайте за ветром. Загадайте о нём загадку. Вспомните о воробьях и синичках. Каково им в такую погоду? Где они сейчас? Поговорите о том, что замело все кормушки. Как только метель успокоится, нужно расчистить снег и покормить птиц.
9. В 20-х числах прилетают грачи. Наблюдайте за ними ежедневно. Сразу ли грачи начинают вить гнёзда? На кого из зимующих птиц они похожи? Расскажите детям о жизни грачей, об их пользе. Как и чем они питаются. Можно рассмотреть картину Саврасова «Грачи прилетели».
10. Покажите, как в мартовских лужах купаются воробьи. Их стайки состоят из птиц разного оперения. Одни окрашены ярко, с чёрными нагрудничками, чёрными шапочками и белой полосочкой на крыльях, другие – однотонные – серые. Старые разделились на пары и подыскивают уютные места для гнёзд.
АПРЕЛЬ
Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников. В апреле можно провести примерно такие наблюдения.
1. Обратите внимание ребёнка как много воды и солнца, какой приятный душистый воздух. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Апрель». Пусть ребёнок понаблюдает как быстро под солнцем исчезает снег, превращаясь в воду. Пробейте во льду канавки и пустите кораблики, посмотрите, куда они поплывут.
2. Понаблюдайте с ребёнком за тенью. Спросите, у всех ли есть своя тень. А у предметов? Можно отметить длину тени в разное время дня. Предложите ребёнку убежать от своей тени. Может ли тень перегнать своего хозяина или убежать от него?
3. Если поблизости есть пруд, проследите, как лёд начнёт трескаться, темнеть и постепенно исчезать, а вода прибывать. Наблюдайте, как в его воде будет появляться всё больше живого.
4. Следите за появлением зелёной травки на проталинах.
5. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратите внимание ребёнка на разнообразные оттенки разноцветущих деревьев и кустарников. Научите различать породу деревьев по окраске коры.
6. Посмотрите на куст жёлтой акации. Ребёнок должен вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной. А теперь ветки её посвежели, стали упругими.
7. Посмотрите на сирень. Мало ли на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у него питание.
8. Проследите, на каких деревьях покажутся сначала листья. А потом бутоны, а на каких вместе бутоны и листья.
9. В парке или в лесу послушайте пение птиц. Это поют зяблики, птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.
10. Сходите на пруд. Спросите у ребёнка, что они там увидели. Прислушайтесь: под водой кто-то урчит. Это лягушки. Они откладывают в воде икру. Из которой появятся головастики, потом они вырастут и превратятся в лягушек.
МАЙ
Май – месяц птичьих песен.
1. Обратите внимание ребёнка на то, что путь солнца стал ещё длиннее, и что день значительно прибавился. Вечером можно дольше гулять на улице.
2. Наблюдайте приближение первой грозы: чёрные, тяжёлые тучи, сильный ветер, гром, молния, дождь. Посмотрите после грозы на свой двор: опять светит солнце, везде блестят капли воды, чистая, будто умытая земля.
3. Во время прогулки обратите внимание ребёнка, какой зеленый и красивый стал двор. В апреле трава только пробивалась и начинала зеленеть, набухли почки на деревьях и кустарниках и такой массы зелени не было. А в мае высоко поднялась трава. Как её стало много и она разрослась густо-густо. Затем осмотрите деревья и кустарники, на ветках стало много листочков, они опушили всё дерево, молодые, зелёные.
4. Следите за ростом молодых дубков, ясеня, клёна. Проверяйте, сколько на них листочков, похожи ли они на взрослые деревья. Следует заботиться о них.
5. Покажите ребёнку расцветающий клевер. Можно ли по бутонам узнать, какого цвета будут головки. Следите за ними.
6. Понаблюдайте за листьями мать-и-мачехи. Пусть ребёнок обратит внимание, какие они угловатые, сверху гладкие, с нижней стороны опушённые.
7. Понаблюдайте за фруктовыми деревьями. Обратите внимание ребёнка ны цветущую яблоню, лепестки яблони сверху белые, внизу розовые, из середины цветка выглядывают жёлтые тычинки. А сколько пчёл ползает по цветам, копошатся в них, улетают и прилетают. Все пчёлы осыпаны жёлтой пыльцой.
8. Понаблюдайте за комарами. В прудах, в весенних лужах можно увидеть крошечные плотики из комариных яичек. Потом из них выйдут комарики.
9. В конце мая на молодых ветках тополя и берёзы попадаются листья, свёрнутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубовёрта. Листочки опадают на землю, окукливаются, превращаются в жуков.
10. Понаблюдайте за майскими жуками. Они гулко летают, ударяясь о предметы, встречающиеся на пути, и падают на землю. Майские жуки вредители. Они поедают листья берёзы, корни, молодые побеги.
Таким образом, наблюдая вместе с детьми за явлениями в природе, взрослый способствует развитию у детей умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений. У детей расширяются знания о развитии насекомых, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязи; вырабатывается способность делиться своими личными наблюдениями за изменениями в природе весной, своими впечатлениями о красоте окружающего мира.