Ольга Алексеева
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Великий невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Великий невидимка - воздух»
• краткосрочный (1 неделя)
• групповой
• познавательно-исследовательский
Участники проекта:
• дети
• воспитатели
• родители
Цели проекта:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- расширить представления детей о движении воздуха, пополнить знания детей о природном явлении – ветер, его ролью в жизни природы и человека;
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Великий невидимка-воздух“» размещена в разделах
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Формы реализации проекта:
•познавательные занятия
•совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты)
• дидактические игры, игры – эксперименты
• художественно-продуктивная деятельность
Дидактические игры:
«Куда дует ветер»
«Хорошо - плохо»
«Узнай по запаху»
«Да – нет»
Дыхательная гимнастика:
Упражнение «Дыхание»
Подыши одной ноздрей и к тебе придет покой.
Тихо подышим, сердце свое мы услышим.
Упражнение «Насос»
Упражнение «Дудочка»
Игра в «снежки»
Дорожки
Загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Гуляет в поле, а не конь.
Летает на воле, а не птица. (ветер)
Летит он без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)
Пятистишие (синквейн, составленное детьми
Ветер.
Сильный, дующий.
Передвигающий по небу облака.
Он веет приятной прохладой.
Движение.
Стихи:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы не грянула беда – целы они –
Все возродится снова.
С. Викулов
Задохнулся я от газа,
Зачесалися глаза –
Это три машины сразу
Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,
Как вам дышится под ним?
Дым клубится над трубою.
Бедный шарик, что с тобою?
Ты от дыма почернел,
Я же – просто заболел:
Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.
Н. В. Старшова
Литература:
«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
«Тело человека. Как мы устроены»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.
Юдин Г. «Главное чудо света».
«СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА» ПО ПРОЕКТУ
«Великий невидимка - воздух»
ПРОЗРАЧНЫЙ БЕСЦВЕТНЫЙ БЕЗВКУСНЫЙ
ВЕЛИКИЙ НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ
БЕЗ ЗАПАХА
МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ ПО-РАЗНОМУ
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательно-исследовательская деятельность:
-познавательные занятия -дидактические игры -беседы - -экспериментирование
-наблюдения
Игровая деятельность:
-дидактические игры
Физическое развитие:
-физкультминутки
-дыхательная гимнастика Развитие речи:
- составление рассказов
- информирование
- пословицы и поговорки
- сочинение пятистиший
- загадывание и придумывание
загадок
[iХудожественное творчество -
- рисование
- конструирование на тему проекта
Работа с родителями
-консультации - наблюдения
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ «ВЕЛИКИЙ НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ»
1)ТЕМА
Невидимка воздух
ЦЕЛЬ
Расширять знания детей о воздухе и его свойствах.
Развивать у детей навыки проведения опытов и экспериментов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (ОСНАЩЕНИЕ)
Наблюдения на темы: «Как увидеть невидимку?», «Воздух есть во всех предметах», «Пластилин в газировке», «Как услышать невидимку?», «Как потрогать невидимку?», «Как понюхать невидимку?», игра «Тонет - не тонет»
Картотека опытов и экспериментов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ)
Что такое воздух?
Воздух находится везде. А как в этом убедиться?
Что на свете всего легче?
Что на свете всего прозрачней?
Игры с воздухом: надувание воздушных шаров, мыльные пузыри.
Изготовление «змейки», вертушки, веера.
2)ТЕМА
Как и для чего человек дышит
ЦЕЛЬ
Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Совершенствовать у детей техники правильного дыхания.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (ОСНАЩЕНИЕ)
Книги:
Р. Ротенберг «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
Г. Юдин «Главное чудо света».
«Тело человека. Как мы устроены»
Иллюстрации с изображением автомобилей, заводов с трубами, фабрик, костра и т. п.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ)
Без чего нельзя прожить ни минуты?
Как правильно дышать? Почему?
Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Что нужно делать для того, чтобы мы дышали чистым воздухом? (в группе, на участке детского сада).
Как защитить воздух Земли от загрязнений?
Беседа о значимости растений в очищении воздуха и необходимости бережного отношения к ним.
Чтение и рассматривание книг и иллюстраций.
Дидактические игры «Узнай по запаху», «Плохо – Хорошо».
Рисование «Берегите воздух».
3)ТЕМА
Ветер, ветер, ты могуч
ЦЕЛЬ
Познакомить с природным явлением – ветер, его ролью в жизни природы и человека.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (ОСНАЩЕНИЕ)
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
Дидактические игры
Подборка иллюстраций, фотографий на которых можно «увидеть» ветер; с изображением дельтаплана, воздушных шаров, ветряной мельницы.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ)
Что такое ветер? Для чего он нужен? Как увидеть ветер? Что умеет делать ветер? Может ли ветер навредить людям?
«шалости с ветром».
Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Сочинение загадок, пятистишей о ветре.
Конструирование «Ветряная мельница»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.
ПРИЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ
Рекомендуется:
Прочитать и рассмотреть с детьми книги: Р. Ротенберг «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
Г. Юдин «Главное чудо света».
«Тело человека. Как мы устроены».
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.
Поговорить с детьми о вреде дыма для здоровья человека. Для чего нужно проветривать помещения?
Поговорить с детьми про насос, которым можно накачать воздух. Показать детям, как накачивают шины у автомобиля и др. предметы. Изготовить с детьми вертушку и поиграть с нею на улице. Поиграть с «воздушным змеем». Подобрать иллюстрации, фотографии на которых можно «увидеть» ветер, с изображением дельтаплана, воздушных шаров, ветряной мельницы.
Результаты проекта:
- Научно-практическая экологическая конференция «Великий невидимка - воздух»;
- картотека «Опыты и эксперименты. Воздух»