Татьяна Козловская
Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение регионального компонента в разные виды детской деятельности способствует формированию выпускника дошкольного учреждения как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Иркутская область, как и другие регионы России, имеет свои отличительные особенности. Объем регионального компонента образовательной программы дошкольного учреждения, в соответствии с федеральными государственными требованиями, составляет немного более пятой части.
Публикация «Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Нами была поставлена цель разработки и внедрения адаптированных методик по специфическим для дошкольного учреждения направлениям, а именно по ознакомлению с природой региона, с детской художественной литературой Сибири, музыкальными произведениями, подвижными играми. Особое внимание было уделено введению регионального компонента в изобразительную деятельность. Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством; природа красочная, яркая и необычная; уникальный животный и растительный мир. В самобытном искусстве Сибири заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком. Поэтому искусство может выполнять важные функции: обогащения мира духовных переживаний ребёнка, развития художественно-творческих способностей, любви к малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом с ним, понимание художественной ценности предметов народного искусства.
Работа над формированием системы проходила в несколько этапов:
1этап: приобретение знаний искусствоведческого, культурологического характера, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства, природы, явлений социальной жизни, художественного мышления, данный этап реализовывался в краеведческом разделе в него вошли следующие занятия:
1. Историческое прошлое Прибайкалья.
2. Знакомство с народным роговидным орнаментом бурят.
3. Роспись декоративной пластины.
4. Сочетание двух видов орнаментов при украшении предметов быта, одежды бурят.
5. Экскурсия в историко-архитектурное прошлое нашего города.
6. Фантастическое существо на русской избе.
7. Украшение узорами наличников и ставен.
8. Украшение узорами сибирской избы.
2 этап: развитие и совершенствование художественного мышления (прогнозирование, планирование, осмысление, решение, коррекция, создание художественно-изобразительного образа); изобразительных навыков и умений, детского художественного творчества. Данный этап реализовывался в природно-эстетическом разделе методической системы, проведена подготовка к занятиям:
1. Ветры Байкала
2. Сибирский натюрморт
3. Цветы сибирской весны
4. Обитатели сибирских лесов.
3 этап: на данном этапе реализовывалась связь изобразительной деятельности и ознакомления с сибирской художественной литературой, которая стимулирует детское творчество, самостоятельную изобразительную деятельность, были подготовлены и проведены занятия:
1. Волшебные рога Огайло (по мотивам бурятской сказки)
2. Сибирская игрушка-глинушка (знакомство с творчеством земляка М. Трофимова)
3. Нерпа и нерпенёнок (лепка из соленого теста и установка на камне)
4. Персонажи детского литературного журнала «Сибирячок» (лепка из цветного теста на каркасе, жестяной банке).
5. Портрет героя сибирской сказки
Для реализации регионального компонента много внимания было уделено модернизации развивающей среды в студии изобразительной деятельности, экологической комнате, в холлах дошкольного учреждения. Была оформлена экспозиция озера Байкал, его животный мир (животные, птицы, рыбы были изготовлены налепом из соленого теста, из папьемаше и других материалов).
Для погружения детей в мир природы оформлялись помещения детского сада.
Особое внимание было уделено оформлению изостудии с учетом регионального компонента.
Был создан макет бурятской усадьбы: большие куклы из папье-маше в национальной одежде, юрта, коновязь, стилизованный куст поклонения бурят. К вводному занятию об историческом прошлом Сибири оформлена стена с фрагментами истории освоения Сибири, в центре помещена «Улитка дружбы», символизирующая дружбу русских и бурят.
Сложную тему заселения Прибайкалья помог представить самодельный атлас Сибири (авторское пособие) выполненный на плотной ткани: гуашью с помощью трафарета кусочком поролона нанесены очертания Уральских гор, льды Северного полюса, степи Монголии. Квадратики липкой ленты пришиты на ткань, поэтому на нее можно прикреплять или убирать вырезанные из поролона фигурки разных народов (русских, бурятов, эвенков, тофалар, фигурки домашних животных, жилища народностей. Фигурки раскрашиваются гуашью очень правдоподобно: рисуются элементы одежды, узоры, передаётся окраска животных, на очертаниях жилища рисуются их составные части. Атлас используется как обучающая игра. Например, сняв все фигурки можно попросить ребёнка выбрать фигурку бурята и прикрепить её на атлас туда, откуда они пришли к нам в давние времена. Также можно предложить ребёнка выбрать животное и прикрепить его на атлас к той народности, с которой он пришёл. Орнаменты также могут прикрепляться к той или иной народности. Атлас обладает универсальными, познавательными, закрепляющими новую информацию свойствами. Атлас можно использовать как дидактическую игру для закрепления знаний полу-ченных на занятии.
Изучая этот раздел, дети погружаются в мир прошлого. Они узнают, что первыми народами, жившими здесь тысячу лет назад, были буряты, эвенки, тофалары. Русские появились в Сибири более четырёхсот лет назад.
Доступно и интересно об этом написано в детском журнале «Сибирячок». О том, как подружились эвенки, буряты и русские рассказывается в сказке «Дружба» из книги «Байкала озера сказки». Эти занятия вызывают интерес и дружелюбие к народам, живущим рядом с нами. Журнал «Сибирячок» любим детьми. Его самобытные персонажи: Леший Кеша, Сибирячок, Анти-Ох, Шито-Крыто вызывают у детей интерес, желание слепить их. Для лепки персонажей мы выбрали цветное тесто, вторая для детей новость - поделку они должны вылепить на каркасе. Каркас - пустая жестяная баночка из-под сока. Поделки из теста имеют особенность оседать и лепка на каркасе спасает поделку от оседания. Дети создавали небольшие композиции. Например, Сибирячка лепили с белочкой на плече. Для придания выразительности фигуркам их украшали налепами, углублённым рельефом.
Экскурсия в старую часть нашего города дала возможность детям непосредственно воспринимать красоту деревянных узоров и кружев, украшающих сибирские избы. В занятии «Украшение наличников и ставен узором старого Усолья» мы использовали дидактическую игру в технике аппликационной мозаики. На фоне ставен и наличников размещаются бумажные узоры из мозаики. В течение нескольких минут можно увидеть, как дети представляют симметрию в данной композиции (объяснить, что на месте кружочков, квадратиков подразумеваются растительные или геометрические узоры).
К занятию по деревянному зодчеству применяю ксерокопии на каждого ребёнка, с изображением видов резьбы и составных элементов избы. Цель игры закрепить знание детей о видах резьбы, из каких частей состоит изба.
Живое наблюдение природы подготавливает детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами во время походов к реке Ангара, к роднику, в лес. У детей формировалось трепетное, теплое отношение к природе к ее цвету и образам.
Продукты детского творчества
Сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста.
Сказка Софьи Агеевой о маленьком нерпенёнке из журнала «Сибирячок» вызвала у детей чувство сопереживания, тревоги за него. Дети вместе с нерпенёнком прожили его жизнь от рождения. Внесение на занятие природного материала – камешков, на которых любят греться на солнце нерпы, все это вызвало погружение детей в образы нерпенят. Дети с любовью занимались лепкой нерпенёнка и его мамы.
Дети лепили амулеты из глины с последующим раскрашиванием гуашью, к ним сами изготавливали украшение из шерстяных ниток.
Сибирская игрушка глинушка созданная нашим земляком Михаилом Трофимовым говорит детям о том, что рядом с нами живут люди которые могут творить прекрасные вещи. Детям интересно было слушать стихи о животных и рассматривать его самобытные игрушки. В лепке дети передавали образы животных по мотивам авторских игрушек.
Итогом работы над циклом занятий явилась коллективная работа «Нас подружил Байкал» выполненная в технике рельефной лепки из теста с использованием бросового материала.
Тема регионального компонента для художественного творчества благоприятна и неиссякаема.
Литература:
1. Бутакова Н. В., Мишарина Л. А. Сибирский фольклор в работе с дошкольниками [Текст] :
Иркутск, 2002г.
2. Есепенок Н. Е. Байкала озера сказки [Текст] : Иркутск, 1989
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись [Текст] : М., 1984
4. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем [Текст] : М. ,2008
5. Сударчикова С. Ф. Общие вопросы регионализации дошкольного образования [Текст] : Иркутск, 2003г.