Светлана Белых
Вечер семейного общения в первой младшей группе. Ситуативный практикум «Возраст капризов и упрямства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить и расширить представление родителей о возрастных особенностях возраста трех лет.
Задачи:
• Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
• Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
• Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Оформление. Цитаты:
«Самое главное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть» (А. И. Баркан)
«Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис» (А. И. Баркан)
«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка» (А. И. Баркан)
Публикация «Вечер семейного общения в первой младшей группе, Ситуативный практикум „Возраст капризов и упрямства“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
План проведения
1. Введение в проблему. «Что такое кризис 3 лет»
2. Основные симптомы поведения ребенка. Кризис 3 лет. Упражнение «Семизвездие симптомов»
3. Обсуждение проблемных ситуаций, упражнение «Ладошки».
4. Советы и рекомендации, упражнение «Чаша».
5. Подведение итогов, рефлексия «Пожелание». Памятка для родителей «Копилка педагогических идей»,
Ход мероприятия:
Эмоциональный настрой, визитка с надписью: «Как бы вы хотели, чтоб к вам обращались (написать свое имя) и ваш настрой на встречу».
Цель: оценить эмоциональное состояние родителей в начале собрания, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина. Критерии оценки:
А) красный – восторженное настроение; Б) желтый – светлое, приятное;
В) оранжевый – радостное; Г) зеленый – спокойное;
Д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
Е) черный – уныние, полное разочарование, упадок сил.
(Родители представляются и по желанию объясняют замысел своей визитки).
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых? Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.
Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство». Ваше мнение. (Обсуждение с родителями понятий.)
Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свободы. (Это когда ребенок понимает нельзя, но настаивает.)
Упрямство- один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.
Любимые слова упрямых – «я хочу», капризных – «я не хочу».Упрямец не уступает взрослому, настаивает на своем, а капризуля всегда находится в состоянии «готовности к капризу».
2. Как преодолеть капризы и упрямство.
Пик упрямства и капризов приходится на кризисные моменты в жизни ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным и многие родители не знают, что делать. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс – это первое яркое ворожение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы в кризис 3 лет. Симптомы кризиса 3 лет называют «семизвездием симптомов».
Упражнение «Семизвездие симптомов» (родителям раздаются карточки для обсуждения)
1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок – вопреки очевидному: «Нет, оно черное».)
2. Упрямство – ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел.
3. Строптивость – капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.
4. Своеволие– ребенок все хочет делать сам.
5. Бунт против окружающих – ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно
6. Обесценивание ребенком личности близких – говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками.
7. Стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждет истерики.
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будет иметь единые требования к ребенку, т. е будут тверды в позиции. Дадут понять значение слова «нельзя»:
- не пытаться в это время что-либо внушать Вашему ребенку, ругать в это время не имеет смысла.
- не предоставлять возможность выбора.
- не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно; тем самым добавляя ребенку боль.
- если Вы позволяете малышу с помощью истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения.
-когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
3. Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями
Ситуации для обсуждения родителям (голосование по карточкам: зеленая-согласны, красная-против)
1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков.
2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?
3 ситуация: Ребенок замахивается на бабашку, грубит маме, дерется с отцом. Что же делать?
4 ситуация: Дочь пытается одеться самостоятельно. Делает с трудом. Мама старается помочь. Девочка начинает кричать. Почему? Каковы последствия поведения мамы. Ваши советы.
5 ситуация: Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен.
Варианты ответов:
-переключите внимание, -создадите игровую ситуацию,
-не будете обращать внимание, - постараетесь убедить,
-будете ругать, стыдить, -купите то, что требует,
Ваш вариант ответа
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Упражнение «Ладошки». Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление. Ваши ощущения, что испытываете?
Избавиться от страха, стресса, помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие. (Например, игра с детьми «Поймай воздушный шарик» или «Кто больше лопнет мыльных пузырей»). Кроме того есть еще сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, трудотератия. Разные виды деятельности помогают преодолеть эмоциональное напряжение, вызывают положительные эмоции.
4. Упражнение «Чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток, напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.
5. Подведение итогов нашей встречи
В заключение нашей встречи хочется подвести итог. Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом, пополнили свои знания.
Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Упражнение «Пожелание»
Предлагаю родителям нашей встречи встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет «сердечко», закончить предложение: «Я желаю вам…»
Памятка для родителей «Копилка педагогических идей»
1. Понять, что это временно.
2. Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
3. Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
4. Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил.
5. Пересмотрите свою систему разрешений и запретов.
6. Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки.
7. Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
8. Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь красную или синюю».
9. Спросить совета: «Какой творожок купить с курагой или без?»
10. Поддерживайте стремление к самостоятельности.
11. Быть всем членам семьи единодушным в вопросах воспитания.
12. Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
13. Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – нибудь роль.
14. А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка. [/u][/b]