Вера Криставчук
Вечер развлечения «Мы играть не устаем. Народные праздники и игры»
Мы играть не устаем.
Вечер развлечений в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Воспитывать интерес к национальным особенностям своей страны, к народным традициям, к корням русской культуры, к народным играм, праздникам.
Развивать силу, ловкость, выносливость, смекалку.
Тренировать память, мышление, внимание.
Публикация «Вечер развлечения „Мы играть не устаем, Народные праздники и игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Расширять словарный запас, круг знаний о мире людей и природы.
Развивать коммуникативные способности, речевые навыки, умение выразительно вести диалог.
Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Словарь:
Масленица, Святки, Колядки, солнцеворот, солнцестояние, лен, полотно, игрища, крестьяне, лапти, лыко, колода, рожь, овес, пшеница, гречиха, и др.
Оборудование:
Декорация: деревенский домик, плетень; прялка с льняными волокнами, льняная ткань, оборудование для катания яиц с горки. Декорации в виде березок перевитых для обряда «кумление», венок, ленты; выставка иллюстраций с изображением праздничных игр; деревянное корытце, сечка для измельчения капусты, кочан капусты, шапочка козлика, меховая жилетка, пирожки с капустой для сюрпризного момента «упакованные» в кочан капусты.
Предшествующая работа:
в течение года были проведены беседы с детьми о жизни людей в далекой старине; знакомство с некоторыми обычаями того времени, нелегким сельскохозяйственным трудом; рассматривание иллюстраций; разучивание народных игр, потешек, поговорок, загадок, примет; наблюдения за циклом солнцеворота: самые короткие дни и длинные ночи (зимнее солнцестояние, летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие и т. д.
Ход мероприятия
Дети в русских народных костюмах входят под народную мелодию в зал, садятся на стульчики.
Ведущая: Какие же вы все сегодня, дети, красивые да нарядные! По какому поводу вы здесь собрались?
Ребенок: А собрались мы поиграть да про русские праздники рассказать.
Ведущий: Ребята, а ведь я когда то, как вы ходила в детский сад. Со своей воспитательницей мы играли в разные народные игры, да еще бабушка мне рассказывала, в какие игры они в детстве играли. Я с удовольствием своими знаниями о русских народных играх и праздниках поделюсь с вами и поиграю.
Ведущий: Дети, как вы думаете, в давнюю-давнюю старину, когда еще люди не придумали деньги, были магазины? Можно было купить хлеб, пряники, одежду, обувь и предметы для ведения хозяйства – домашнюю утварь?
Дети: Нет, люди все выращивали сами на полях, на огородах. А одежду, обувь и домашнюю утварь мастерили своими руками.
Ведущий: Ребятки, а чтобы все необходимое было в хозяйстве, нужно землю вспахать, посеять рожь, пшеницу, овес, гречиху. А для чего это было нужно людям?
Дети: Для хлеба и каши.
Ведущий: А лен для чего выращивали?
Дети: Чтобы напрясть нитки, соткать полотно и сшить одежду.
Ведущий: Крестьяне сеяли овощи и зерновые. Все лето за посевами ухаживали, в конце лета и осенью убрали урожай. Как вы думаете: легко было деревенским жителям?
Дети: Нет. Труд был нелегким, и трудились сельские жители каждый день.
Ведущий: А какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: «Мастера по работе видно».
«Делу время - потехе час».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«С песней дело спорится».
«Сделал дело - гуляй смело».
Ведущий: Хорошие пословицы. Трудиться приходилось с утра до вечера. А когда кончался трудовой день, открывали тяжелые сундуки, доставали праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры играть. А праздников было много. Некоторые из них мы и сейчас отмечаем: Рождество, Пасха, Масленица, а некоторые старинные праздники со временем люди забыли. Вот мы попробуем с вами их вспомнить. Все крупные праздники в старинном календаре были связаны в первую очередь с круговоротом солнца.
В день зимнего солнцестояния, когда дни становились короткими, а ночи длинными, солнце заканчивало свой круг, люди думали, что солнце умирает. Они ждали рождения солнца и праздновали его нарождение – Колядки. В это время принято было за небольшие дары колядовать – восхвалять хозяев дома (в который входили колядующие, желать благоденствия им. Хозяева одаривали, угощали ребятишек сладостями, помните, у нас в детском саду мы играли в Колядки. А молодежь в эти святые вечера гадали, наряжались в шкуры, изображая разных животных, среди них были люди в масках петуха, козы. Мы с вами нарядим в костюм козлика и поиграем в народную игру «Пошел козел по лесу».
Игра «Пошел козел по лесу»
Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Ведущий: Очень весело в старину встречали Масленицу. Когда наступал день весеннего равноденствия, (день был равен ночи, праздновали проводы зимы и поворот к весне. Давайте, вспомним, как мы встречали дорогую гостью.
Дети поют народную песенку:
Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Ведущий: А помните, как проходил праздник у нас в детском саду?
Дети: Прощались с зимой, сжигали Масленицу, катались на лошадке, играли, веселились, кушали блины с чаем из самовара.
Ведущий: Дети, а вы не подскажете, почему люди в этот праздник пекли блины? (Похожи блины на солнце). Правильно, все очень ждали тепла, солнышка и зазывали его и прославляли таким образом. А почему же сжигали Масленицу? (Прощались с зимой и со всем плохим, что произошло в холодное время года). Я предлагаю поиграть в «Горелки». В старину играли в «Горелки» на Масленицу.
Игра «Горелки».
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!
Ведущий: После Масленицы наступал долгий строгий пост (запрещалось веселиться и кушать молочные и мясные продукты, необходимо было очиститься к приходу весны – к возрождению солнца. После поста люди радостно встречали Воскресение Христово – Пасху. Считалось, что к этому празднику окончательно побеждала весна. Дети кушали крашеные яйца, дарили друг другу, катали их с горки. (Мальчики демонстрируют эту игру.)
Яйцо – это символ зарождения новой жизни, обновления природы весной. Существовало поверье, что на Пасху солнце играет, покачивается, как на волнах. Многие старались подкараулить это мгновение. Дети часто пели народные песенки:
Дети:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Ведущий: Предлагаю поиграть.
Игра «Солнышко ведрышко».
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
(Дети идут вокруг Солнца).
Солнце-ведущий кричит: «Горячо!» (Ловит детей).
Ведущий: На Пасху примечали:
Дети: 1) На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
2) На Святой дождь – добрая рожь.
3) На Святой гром – к урожаю.
4) Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое.
Ведущий: С наступлением весны взрослые и старшие дети уходили работать в поле, а в деревне оставались только малые дети да старые бабушки и дедушки, которые приглядывали за ребятишками, рассказывали им сказки, небылицы и прибаутки.
Дети:
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон
Лошадь погоняет мужика кнутом.
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- Велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава.
- Тит, иди рожь молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть.
- Где моя большая ложка?
Ведущий: А через семь недель после Пасхи, перед летним солнцестоянием в воскресенье праздновали Троицу. Этот праздник открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем березкой. Это женский праздник. (Девочки демонстрируют обряд кумления, дарят ленточки друг другу.) Но как только становилось тепло, выходили ребятишки на улицу. И тут начинались разные игры.
Игра «Коршун».
(Сидит Коршун, дети гуськом за Наседкой вокруг него ходят.)
Наседка: Вокруг Коршуна хожу,
Я на Коршуна гляжу.
Наседка останавливается и спрашивает:
- Коршун, что делаешь?
- Ямочку рою.
- Зачем тебе ямочка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежка?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих детей шуркать-буркать.
- За что?
- Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы сделал забор выше, а коли, не умеешь, так лови их.
(Коршун вскакивает и старается поймать последнего цыпленка, а наседка защищает своих цыплят).
Игра «Ручеек - журчалочка»
Ручеек – журчалочка, пой, пой, пой. (Дети идут по кругу)
Завертелась палочка – стой, стой, стой
Козочка копытцами брык, брык, брык (Движения по, тексту)
Хорошо напиться бы прыг, прыг, прыг
Окунула мордочку – хлюп, хлюп, хлюп.
А пастух на жердочке туп, туп, туп.
Достает он дудочку – пой, пой, пой.
Пастух: Уходи-ка, козочка, ты домой.
Козочка: Меня домой ты не гони,
А вот возьми и догони.
Ведущий: Осенью, 9 сентября, когда заканчивалась жатва, праздновали оспожники - Осенины. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле за собранный урожай. Вторые Осенины отмечали 21 сентября в день осеннего равноденствия, праздник урожая, сопровождали играми и песнями. А на Воздвиженье, 27 сентября, собирались на капустные вечерки. Хозяйка приглашала молодежь:
Хозяйка: Ой, вы гости дорогие,
Девки красные и парни удалые,
Приходите пособить
Да капусту порубить
Не толпитесь на крылечке,
Проходите ближе к печке.
Будет весело у нас
Где работа, там и пляс.
Все дружно заготавливали капусту на зиму (демонстрирует, как рубили капусту в деревянном корытце). Покажите-ка, ребятки, как вы умеете засаливать капусту.
Игра пальчиковая «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем
Мы капусту солим
И капусту жмем.
Хозяйка: Когда работа заканчивалась, начинались игры да забавы.
А загадать ли вам, детки,
Да пять загадок, да пять мудреных?
- Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста).
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).
- Не шит, не кроен, а весь в рубцах. (Кочан).
- Красный сапог в земле торчит, огнем горит. (Свекла).
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
- Заплатка на заплатке иголкой не сшиты. (Капуста).
Ведущий: А какой хоровод мы с вами заведем!
Хоровод «Завивание капустоньки».
(Хоровод заводится в спираль).
Сею-вею капустоньку,
Завивайся, белый кочешок,
Как мне, капустоньке, не виться,
Серой-белой не ломиться,
Вечерняя капустонька,
Вечерняя белая,
Дождик льет-поливает,
Серую-белую ломает,
Хоровод набирает.
Сею-вею капустоньку,
Развивайся, белый кочешок.
(Когда завьется хоровод спиралью, ведущая притопывает ногой, все дети поднимают руки воротиками. Хоровод выводится через воротики).
Ведущий: Ой, ребятки, какой кочан капусты завился! Посмотрите: (Демонстрирует кочан-сюрприз). Да он непростой! Что же в нем?
Дети: Пирожки капустные
Румяные да вкусные!
Мы их в группу возьмем
Да чайку с пирожками попьем!
Ведущий: Вот, ребятки, мы с вами совершили путешествие: начали с зарождения солнышка и добрались до поздней осени, когда ночи снова становятся длинными, а дни короткими. А в конце декабря снова наступит день зимнего солнцестояния и все повторится по кругу.
Поиграли мы с вами в разные народные игры, устали. После путешествия в давние времена самое время подкрепиться вкусными пирожками с чаем.
Литература:
1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Сост. В. Г. Дмитриева. – Москва: АСТ, 2013. 255 с. : ил. – (АКМ).
2. Знакомство с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. Сост. А. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 400 с, ил. ISBN 5-89814-107-3
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006.
4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду – М. ТЦ Сфера, 2006 – 320с. –ISBN 5-89144-658-8
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. 96 с.
6. Лугнина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М. : ЦГЛ, 2005. -128 с.
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. З. Я. Рез. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990 – 420 с. : ил. – ISBN 5-09-001646-1