Гудимова Людмила
Важность пальчиковых игр в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Гудимова Людмила
Важность пальчиковых игр в дошкольном возрасте.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант
Пальчиковые игры – это развитие мелкой моторики. Благодаря мелкой моторики происходит развития речи, укрепления мышц костей. Владимир Михайлович Бехтерев – русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог – в своих работах отмечал, что движения рук оказывают непосредственное влияние на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Они способны снимать напряжение в речевом аппарате и улучшать произношение звуков, а значит, развивать речь ребенка. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Занимаясь регулярно, у маленьких детей развивается мелкая моторика рук, и она не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения!
Публикация «Важность пальчиковых игр в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Пальчиковые игры нужны не только для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.
Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми - вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа «Лего», раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате
скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких либо историй при помощи пальцев.
Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, так как умственные способности начинают формироваться рано.