Шибаева
Важность формирования пространственных представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое «Пространственные представления»?
Это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов.
Пространственные представления- важнейшее и необходимое условие адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга; явлений, следующих одно за другим; слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных.
Публикация «Важность формирования пространственных представлений у детей» размещена в разделах
Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста (могут зеркалить) и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия, письмо (дисграфия, счет (дискалькулия).
Развитию пространственных представлений у ребёнка способствует формирование у него двигательной активности, что считается наиболее важным признаком его благополучного развития. В случае если по тем или другим обстоятельствам дошкольник не прошёл все этапы развития пространственных представлений, то у него, возникают проблемы в овладении словарным составом и грамматическим строем речи. Отмечаются частые ошибки при употреблении пространственных предлогов : «на» вместо «над», «из» вместо «из-за», «из» вместо «из-под», «с» вместо «из» и т. п. «между», «около», как и «из-за», «из-под» часто опускаются.
Дошкольники не дифференцируют слова, обозначающие парно-противоположные отношения, за исключением «вверху», «внизу»; используют указательные местоимения — тут, здесь, вот; используют наречия — рядом, близко, сбоку; вместо обозначения отношений между объектами называют сами объекты.
Недостаточность пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи проявляется в трудностях понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения; ошибках в ориентировке в «схеме собственного тела» и в «схеме тела» человека, стоящего напротив. Дети путают леву / правую руку, ногу у себя и у другого человека; затруднениях в ориентировке в окружающем пространстве и на плоскости (листе бумаги) : не могут сказать правильно, что и с какой стороны стоит в комнате, не понимают значения выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.
Формирование этих факторов и правильное использование предложно-падежных конструкций в грамматическом отношении, является одним из условий для правильного формирования языковых компетенций будущих школьников.