Татьяна Белякова
Вариативный образовательный маршрут для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная страница
Название маршрута: «Веселый этикет»
Проблема: нарушение норм речевого этикета
Вид маршрута: вариативный образовательный маршрут помощи детям по освоению задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Срок реализации: октябрь 2024 года – май 2025 года
Состав подгруппы: 5 детей
Публикация «Вариативный образовательный маршрут для детей средней группы» размещена в разделах
Обобщенный портрет детей: Взаимодействие со сверстниками характеризуется избирательностью, возможны конфликты из-за распределения ролей. В зависимости от ситуации, пользуется нормами речевого этикеты, но не считает их нужными.
Задачи сопровождения развития детей: Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм. Дать представление о различных формах вежливого общения между людьми. Развивать желание пользоваться правилами речевого этикета: словами приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Мониторинг успешности прохождения маршрута: проводится на основе пролонгированного наблюдения по следующим индикаторам: ребенок осознает и применяет во взаимодействии с другими нравственные нормы и правила поведения, эмоционально реагирует на состояние других детей и готов прийти на помощь. Владеет навыками самоконтроля и саморегуляции, способен выполнять правила в деятельности и действовать по предложенной инструкции, владеет навыками конструктивного взаимодействия.
Методические рекомендации к сопровождению развития детей
Общие рекомендации по организации взаимодействия педагога с детьми:
Использовать приемы игровой мотивации для формирования норм речевого этикета. Оказывать детям помощь в подготовке к усвоению нового содержания. Поддерживать любые появления любознательности, побуждать детей задавать вопросы при решении проблемных ситуаций.
Организация обучающего взаимодействия педагога с детьми:
Беседа на тему: «Зачем говорят: «Здравствуйте» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 12).
Отгадывание загадок о вежливости.
Игра-этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Беседа на тему: «Культура поведения в общественных местах».
Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить».
Игра «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия».
Чтение сказки «Невежливый бобрёнок» (Т. А. Шорыгина «Беседы об этикете», с. 18).
Беседа «Принимаем гостей».
Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один).
Беседа на тему: «Вежливая просьба» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 14).
Игра-упражнение «За столом».
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Вежливости».
Беседа на тему: «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 30).
Беседа на тему: «Спасибо за правду» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 50).
Викторина «Кто знает больше вежливых слов»
Игровая ситуация «Кто кого обидел?»
Беседа на тему: «Почему нужно уметь уступать?» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 26).
Проигрывание ситуации «Попроси вежливо», игра «Катись, клубок».
Игра-разминка «Потерялось словечко»
(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).
Беседа на тему: «К чему ведут ссоры в игре» (В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками», с. 27).
Игровая ситуация «Учусь прощать»
Дидактическая игра «Какие вежливые слова тебе известны?»
Составление рассказов по картинам «Этикет».
Игровой задание «В мире вежливых слов»
Развлечение «День вежливости».
Организация совместной деятельности педагога и детей:
Словесная игра «Азбука вежливых фраз» (составление предложений).
Дидактические игры: «Кто знает больше вежливых слов», «Вежливо-невежливо».
Игра: «Круг добра».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Уроки вежливости»
Дидактические игры «Настроение», «С кем так общаться»
Игра: «Утро радостных встреч».
Ситуативные разговоры с детьми о соблюдении этических норм.
Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».
Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки».
Создание условий для рисования «Красиво накрытый стол». рождения».
Просмотр мультфильма «Лунтик учит правила поведения за столом.
Игра «Ласковые слова» (Е. В. Баринова «Я и моя семья», с. 46).
Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане».
Дидактические игры «Нужные слова», «Эхо».
Дидактические игры: «Правда – не правда», «Школа вежливости».
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо — плохо».
Сценка «Игра в гостей».
Изготовление подарка своими руками.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик»
Игра-соревнование, где детям понадобится помощь друг друга.
Дидактическая игра - «Правильно или нет» (ситуации по картинкам, «Приятные слова».
Просмотр мультфильма
«Смешарики» 9 серия «Азбука дружелюбия».
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Дидактическая игры: «Как правильно себя вести».
Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов».
Дидактические игры: «Волшебные слова», «Вежливо –невежливо».
Обогащение среды для инициирования самостоятельной деятельности детей:
Подготовить сборник загадок о вежливости.
Подготовить карточки для игры «Настроение»
Подготовить оборудование для игры «За столом»
Подготовить оборудование и материалы к открытому занятию.
Подготовить сюжетные картинки на тему: «Хорошо-плохо»
Внести дидактическую игру «Правильно или нет»
Подготовить дидактическую игру «Как правильно себя вести»
Оформление уголка «Наши добрые дела».
Рекомендации логопеда по организации взаимодействия педагога с детьми: Игровые упражнения «Жадина», «Шла по улице Алена» см. Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» стр. 53, М «Сфера», 2007
Рекомендации педагога – психолога по организации взаимодействия педагога с детьми: Не предъявлять детям завышенные требования. Поощрять инициативу детей. Организовывать игры для преодоления эмоциональной проблемы, развития уверенности в себе, формирования адекватной самооценки.
Рекомендации по организации взаимодействия родителей с детьми: Организация совместной деятельности детей и родителей по теме вариативного образовательного маршрута. Проведение совместных выставок, сказок, направленных на тему маршрута. Поддерживание детской инициативы, стимулирование желания детей продолжать интересоваться этикетом.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет».
Буклет «Правила этикета для детей».
Индивидуальные беседы по вопросам родителей.
Чтение родителей с детьми «Почему вежливым быть лучше» (см. «Вежливые сказки» Т. Шорыгина). Обсудить с родителями, как отреагировали дети на сказку.
Внести буклеты родителям для изучения «Правила этикета для детей»
Консультация «Учим ребёнка общаться со сверстниками»
Беседа с родителями: «Как ответить на вопрос ребенка: Зачем нужно быть вежливыми?»
Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческой книги «Вежливые стишки»
Предложить родителям проиграть с детьми игровую ситуацию "Маша (Миша) идет в детский сад". Обсудить с родителями, как отреагировали дети на проигрывание игровой ситуации.
Подготовить и оформить выставку «Вежливые стишки»
Памятка «Как должен вести себя ребенок за столом»
Предложить родителям проиграть с детьми игровую ситуацию «Маша (Миша) собирается обедать». Обсудить с родителями, как отреагировали дети на проигрывание игровой ситуации.
Подготовить памятку для родителей «Как должен вести себя ребенок за столом»
Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию «Путешествие с в страну Вежливости»
Дидактические игра «Умеешь ли ты знакомиться». Обсудить с родителями, как вели себя дети во время игры.
Предложить родителям проиграть с детьми д/игру «Умеешь ли ты здороваться», проигрываемую на открытом занятии.
Консультация «Воспитание доброты»
Чтение родителей с детьми В. Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо». Обсудить с родителями, как отреагировали дети на сказку.
Консультация «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»
Сочинение сказки «Доброе дело». Обсудить с родителями, как вели себя дети, придумывая совместную сказку.
Памятка «Этикет в общении»
Предложить родителям проиграть с детьми игровую ситуацию «Маша (Миша) прощается». Обсудить с родителями, как отреагировали дети на проигрывание игровой ситуации.
Развлечение «День вежливости»
Фотовыставка «Наши добрые дела». Обсудить с родителями, эмоциональный настрой детей во время выполнения добрых дел для фотовыставки.
Подготовить и оформить фотовыставку «Наши добрые дела»