галина полякова
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативность форм, методов и средств реализации Программы во всех возрастных группах, используемых в организации образовательного процесса зависит от:
• возрастных особенностей воспитанников;
• их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
• личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
• степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
Формы организации непосредственно образовательной деятельности необходимо
Публикация «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы музыкального руководителя» размещена в разделах
классифицировать в зависимости от:
• количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные);
• степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.);
• ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.);
• сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив).
Формы работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное развитие)
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения :
-Регламентированная форма : различные виды непосредственно - образовательной ситуации
(тематические, доминантные, комплексные, игровые, интегрированные и т. д.);
-нерегламентированная деятельность (самостоятельная деятельность).
Для успешной реализации Программы при проведении музыкальной деятельности способствует соблюдение ряда условий:
• регулярность проведения;
• простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);
• выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;
• сочетание в рамках одного занятия различных методов работы и видов деятельности детей;
• повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий;
• использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
• активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.
Методы передачи сведений образовательной информации и знаний :
1. Словесные методы : рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Средства : устное или печатное слово ( фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения :стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др. ; скороговорки, загадки и пр.)
2. Методы практического обучения:
• упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
• приучение;
• технические и творческие действия
Средства : скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
3. Методы эстетического восприятия:
• побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
• побуждение к сопереживанию;
• культурный пример;
• драматизация.
Средства :
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического); - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
5. Методы проблемного обучения
• проблемная ситуация;
• познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
• диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
• метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
• экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
• прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);
• метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства : рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т. д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
6. Методы поддержки эмоциональной активности
• игровые и воображаемые ситуации;
• похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ;
• игры-драматизации;
• сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
• элементы творчества и новизны;
• юмор и шутка.
Средства : картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.