Елена Куликова
Вариативные формы поддержки инициатив семьи по развитию детского технического творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вариативные формы поддержки инициатив семьи по развитию детского технического творчества дошкольников
Куликова Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с №46
Аннотация: В статье освещаются формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в области инженерно-технического творчества. Современные технологии стали неотъемлемой частью современного общества. Важно найти правильное решение задачи стимулирования инженерного мышления подрастающего поколения и поддержать инициативу ребенка в области технического конструирования.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: игровая техносреда, технический кругозор, электронный конструктор «Знаток», 3D ручка, 3 D принтер.
Современный ребёнок живёт в мире разнообразной техники и технологий, различные гаджеты и игровая техносреда (смартфоны, планшеты, компьютеры, технические игрушки, электронные конструкторы и пр.) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников и их семей. Хорошо это или плохо?. Способствует ли это полноценному развитию ребёнка или, наоборот, мешает?. Безусловно, окружающие детей элементы техносреды способствуют расширению технического кругозора. Поскольку мы живём в век «высоких технологий», с каждым годом всё более востребованными становятся профессии, требующие развития инженерного мышления. Поэтому одним из направлений государственной политики в решении задач подготовки инженерно-технических кадров является стимулирование и поддержка интереса детей – уже с дошкольного возраста! – к изучению технических наук, к техническому творчеству. В связи с этим активно внедряется модель дошкольного образования с техническим контентом, ориентированная на формирование у детей основ инженерного мышления и интереса к научно-техническому творчеству. На уровне дошкольного образования используются специфические – отвечающие интересам и возможностям детей – способы и средства развития основ технического мышления и технической грамотности. Хороших результатов развития детей в любом направлении развития возможно при вовлечении родителей во взаимный познавательный интерес. Семейная поддержка совместных инициатив ребёнок – детский сад имеет решающее значение в развитии ребёнка.
Развитие детского технического творчества в моей группе осуществляется по следующим направлениям:
1. Конструирование электрических схем на основе электронного конструктора «Знаток»;
2. Художественное моделирование с помощью 3D ручки;
3. Изготовление изделий с применением 3D принтера.
Работа с родителями проходила в несколько этапов. На первом этапе были изучены образовательные потребности (в форме опросов, в т. ч. анкетирования) и выявлены образовательные инициативы семьи. Были активизированы (в форме проведения «Встречи с интересными людьми») познавательные интересы и инициативы воспитанников.
На втором этапе была разработана модель реализации принципов STEAM- образования в организации совместной деятельности взрослого и детей в регламентированных и нерегламентированных формах; обогащалась развивающая предметно-пространственная среда группы электронными конструкторами и дидактическими средствами; разрабатывались учебно-методические материалы.
На третьем этапе было организовано участие воспитанников в конкурсах технической направленности.
В целях активизации участия семьи в развитии технического кругозора детей
осуществлялось непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность в форме :
участия в создании альбома «Электричество вокруг нас», плакатов «Осторожно, электроприборы!», «Безопасность в быту»;
соревнования семейных команд «Конструкторский турнир»;
совместных проектов технического творчества «Юный конструктор», «Конструкторское бюро», «Конструкторский калейдоскоп».
В целях обогащения опыта семейного воспитания осуществлялась консультативная поддержка родителей в форме :
круглого стола «Дошкольник и технические устройства»;
семинара-практикума «Конструируем вместе с детьми: сборка электрических схем», «Дизайнеры сказок»;
памяток «Ребёнок и конструктор «Знаток» : копилка полезных советов», «3Dмодельки».
Информирование семьи об образовательной деятельности осуществлялось в форме :
буклета «О чем рассказывает конструктор «Знаток»
видеороликов «Конструктор «Знаток» и я – лучшие друзья!»; «Юные техники»
детского мастер-класса «Путешествие по стране Электроники», «З-D ручка- полёт фантазий».
Продемонстрировать свои достижения ребёнок может, участвуя в различных фестивалях и конкурсах технической направленности :
Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» (секция «Физика, математика и техника»);
Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (направление «Техника, технологии и техническое творчество»);
Всероссийском фестивале научно-технического творчества «РобоФест» (направление «Инженерный проект: Юниор»);
региональном конкурсе детского конструирования «Юный конструктор» (номинации «Техническое конструирование на основе электронного конструктора «Знаток», художественное конструирование) и других.
Таким образом, только тесное взаимодействие с семьями воспитанников и вовлечение родителей в образовательную деятельность способствует полноценному развитию ребёнка и раскрытию его потенциальных способностей в разных видах деятельности.
Литература
1. Бахметьев, А. А. Электронный конструктор «Знаток». Руководство пользователя. Книга 1, 2 / А. А. Бахметьев. – М., 2005.
2. Волосовец, Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. – Самара: Вектор, 2018.
3. Гончар, Е. В. Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков / Е. В. Гончар. – Образовательный центр «Лучшее решение».. 4. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование / А. П. Журавлева, Л. А. Болотина. – М. : «Просвещение», 1982.
5. Кругликов, Г. И. Основы технического творчества / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко, М. Д. Цырлин. – М. : «Народное образование», 1996.