Лилия Литовка
Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО
Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО в 2021 году.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты предъявляет высокие требования в части самостоятельности и ответственности школ в разработке своих образовательных программ,
в выборе средств обучения и воспитания.
Образовательные стандарты и требованияУтвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (Приказы Минпросвещения от 31.05.2021г. №286 и №287)В 2022-2023 учебном году все обучающиеся 1-х и 5-х классов обучаются по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту начального (ФГОС НОО) и основного общего (ФГОС ООО) образования.
Публикация «Вариативность и изменения в новых ФГОС НОО и ООО» размещена в разделах
Образовательные стандарты и требованияУтвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (Приказы Минпросвещения от 31.05.2021г. №286 и №287)В 2022-2023 учебном году все обучающиеся 1-х и 5-х классов обучаются по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту начального (ФГОС НОО) и основного общего (ФГОС ООО) образования.
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Требования Стандарта:
1) требования к структуре основных образовательных программ, к соотношению частей ООП и их объёму, к обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ
Обновленные стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было ВАРИАТИВНЫМ. ШКОЛА ориентируясь и опираясь на потребности учеников должна предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
СПОСОБЫ ВАРИАТИВНОСТИ :
1) В структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули;
2) Школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (на уровне ООО);
3) Школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями учеников.
Вариативность даёт школе возможность выбирать способ формирования программы.
ТРЕБОВАНИЯ к ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ:
Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом необходимо учитывать требования к предметным результатам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Чёткие требования к предметным результатам по каждой дисциплине.
Конкретное содержание по каждой предметной области (во ФГОС НОО конкретизировали результаты по каждому модулю ОРКСЭ).
Школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе определять достижения промежуточных результатов по годам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В основе системно-деятельностный подход
Конкретные требования к метапредметным и личностным результатам;
Результаты, не просто перечислены, как было раньше, а описаны по группам;
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Группируются по направлениям воспитания
- Гражданско-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Эстетическое
- Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудовое
- Экологическое
- Ценность научного познания.
Группируются по видам универсальных учебных действий (УУД)
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- базовые логические
- базовые исследовательские
- работа с информацией.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение, совместная деятельность.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация, самоконтроль.
Каждое УУД содержит критерии их сформированности:
Теперь будет легче на уроке организовать систему формирующего оценивания
Проконтролировать качество обучения.
Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии:
электронное обучение
дистанционные образовательные технологии
Индивидуальный авторизованный доступ ко всем ресурсам.
Доступ к электронным ресурсам должен быть обеспечен ученикам, как на территории школы, так и за её пределами.
Обновлённый ФГОС предусматривает :
Деление учеников на группы (с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей)
Требования к информационно-образовательной среде (интернет-ресурсы, медиа-ресурсы)
Оснащение кабинетов
Психолого-педагогические условия (социально-психологическая адаптация к школе, психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений)
Повышение квалификации педагогов.