МААМ-картинки

Вариативная часть программы по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 5–6 лет (4 фото)

Светлана Шумакова
Вариативная часть программы по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«Ребёнок – это не сосуд, который надо

Наполнять а огонь, который надо зажечь!»

(восточная мудрость)

Программа вариативной части «Очумелые ручки» рассчитана на детей с 5-6 лет.

Работа планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином, совершенствовала навыки и умения. Работа организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.

Публикация «Вариативная часть программы по ручному труду „Очумелые ручки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа по программе - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

Поделки используются в качестве подарков для детей младшего возраста, для родителей. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Я заметила, что детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы включена работа с пластилином. Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Цель программы: формирование у детей эстетического вкуса и творческо - художественных способностей через ручной труд.

Задачи:

• Развитие коммуникативных навыков.

• Познакомить со свойствами материалов: бумага, природные материалы, ткань и т. д.

• Познакомить с видами ручного труда.

• Способствовать развитию мелкой моторики.

• Показать разнообразные приемы работы с названными материалами.

• Направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность.

• Создавать условия для творческой деятельности детей.

• Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

• Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Структура и содержание программы

Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет. Программа направлена на развитие творческого потенциала ребенка.

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Режим занятий:

старшая-подготовительная группа - количество занятий 1 раз в 2 недели.

В год проводится 18 занятия.

Длительность занятия - 25 – 30 мин.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

- Выставка (фотовыставка) работ.

-Проведение мастер-класса среди родителей.

Используемые материалы:

-Пластилин

- Сухие листья

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата

-Фольга

-Клей, краски

Инструменты и приспособления:

- Ножницы,

- Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок.

Форма организации работы

Работа с бумагой и картоном:

1. Работа в технике «Оригами».

Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника) ; в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

2. Работа с мятой бумагой:

Технология изготовления поделок из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Изготовление объёмных картинок:

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

Поделки могут иметь разное назначение:

• для игр детей;

• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарков.

Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Формы организации обучения ручному труду на занятиях «Очумелые ручки»:

1. По образцу:

Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.

2. По теме:

Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т. п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения ручному труду, может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Индивидуальная работа с детьми.

Развитие у ребёнка творческих способностей.

Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Очумелые ручки» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

В условиях детского сада руководитель кружка «Очумелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.

Предполагаемые результаты:

• дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

• у детей развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности;

• в детских работах есть чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;

• сформированы умения и навыки работы с разными материалами (дети знают, что можно сделать из различных материалов, что для этого нужно, могут рассказать о свойствах материалов);

• в поделках детей присутствует художественный вкус.

• ребенок имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

• владеет приемами работы с различными материалами и различными техниками художественного ручного труда;

• самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

• умеет самостоятельно провести анализ поделки;

• учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

• выполняет работу по замыслу;

• умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей;

• показывает уровень воображения и фантазии;

Диагностика результатов

К концу года будут знать:

-название курса занятий – «Очумелые ручки»;

- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, что добрые поступки делают человека лучше.

К концу года будут уметь

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

- творить красоту.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Программа рассчитана на 18 обучающих занятий.

Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 5-6 лет.

Работа направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

Перспективное планирование занятий

месяц № содержание Кол-во занятий

сентябрь 1 «Созрели яблоки в саду» (пластилинография) 1

2 «Рыбка» (природный материал «Листья») 1

октябрь 1 «Крокодил» (Работа с бумагой «Волшебные полоски») 1

2 «Открытка ко «Дню пожилого человека»» (работа с бумагой) 1

ноябрь 1 «Змея» (работа с бумагой) 1

2 «Открытка для мамы» (работа с бумагой) 1

декабрь 1 «Черный кот» («Пластилинография) 1

2 «Снеговик» (Работа с бумагой «Волшебные полоски») 1

январь 1 «Снежинка» (Работа с бумагой «Оригами») 1

2 «Мандарин» (Работа с мятой бумагой) 1

февраль 1 «Светофор» («Пластилинография) 1

2 «Кораблик» (Работа с бумагой «Волшебные полоски») 1

март 1 «Цветок для мамы» (Работа с бумагой «Оригами») 1

2 «Слоник» (Работа с бумагой «Волшебные полоски») 1

апрель 1 «Птичка» (Пластилинография) 1

2 «Курица с цыплятами» (Техника работы с мятой бумагой) 1

май 1 «Самолёт» (Конструирование из цветной бумаги в технике

«Оригами».) 1

2 «Медвежонок» (Работа с бумагой) 1

Художественное слово

Буквы

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке – вот они, детишки.

Слово

Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.

Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.

Буква “3” готова из семян фруктовых.

“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.

Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.

Сказки оживают

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Все из пластилина

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну еще разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Театр

Кукол рисую, потом вырезаю.

С ними в театр интересно играю.

Нравится маме театр бумажный.

Ловкие руки – как это важно!

Карандаш

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Силач

Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

• Работай за своим рабочим местом.

• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

• Нельзя брать в рот мелкие детали.

• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

• При работе не держи ножницы концами вверх.

• При вырезании детали поворачивай бумагу.

• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

• Не работай ножницами с ослабленным креплением.

• Береги инструменты, экономь материалы.

• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Календарно – тематическое планирование

Содержание программы:

Сентябрь

2 неделя

«Созрели яблоки в саду»

Техника: Пластилинография.

Цель: Учить детей размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона

Дата: 13 .09.2018

4 неделя

«Рыбка»

Техника: Работа с бумагой. Аппликация

Цель: Закреплять умение работать с клеем.

Дата: 27.09.2018

Октябрь

2 неделя

«Крокодил»

Техника: Работа с бумагой «Волшебные полоски»

Цель: Учить детей аккуратно вырезать полоски и склеивать их, создавая объем.

Дата: 11.10.2018

4 неделя

«Открытка ко Дню пожилого человека»

Техника: Работа с бумагой «Объемная аппликация»

Цель: Учить детей аккуратно вырезать круги из квадрата и наклеивать их, создавая объем.

Дата: 25.10.2018

Ноябрь

2 неделя

«Змея»

Техника: Работа с бумагой. «Волшебные полоски».

Цель: Учить детей пользоваться ножницами, правильно складывать.

Дата: 15.11.2018

4 неделя

«Открытка для мамы»

Техника: Работы с бумагой. «Волшебные полоски».

Цель: Учить детей пользоваться ножницами, правильно складывать. Учить детей составлять композицию их полосок бумаги. Проявлять фантазию и творчество.

Дата: 29.11.2018

Декабрь

2 неделя

«Черный кот» (Коллективная работа)

Техника: «Пластилинография»

Цель: Продолжать учить раскатывать пластилин. Воспитывать аккуратность и терпение.

Дата: 13.12.2018

4 неделя

«Снеговик»

Техника: Работа с бумагой – «Волшебные полоски»

Цель: Закреплять умение работать с картоном, бумагой, уметь ее сворачивать и склеивать.

Дата: 27.12.2018

Январь

2 неделя

«Снежинка»

Техника: Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

Цель: Продолжать учить детей складывать бумагу и вырезать узоры снежинок.

Дата: 10 .01.2019

4 неделя

«Мандарин»

Техника: Работа с мятой бумагой.

Цель: Учить детей работать с мятой бумагой. Закреплять умение работать с клеем и ножницами.

Дата: 24 .01.2019

Февраль

1 неделя

«Светофор»

Техника: Работа с бумагой

Цель: Продолжать учить вырезать круги из квадратов, правильно и последовательно наклеивать их. Воспитывать творчество.

Дата: 7 .02.2019

3 неделя

«Кораблик»

Техника: Работа с бумагой. Аппликация

Цель: Продолжать учить детей работать с цветной бумагой. Совершенствовать умение наклеивать мелкие части деталей.

Дата: 21 .02.2019

Март

1 неделя

«Цветок для мамы»

Техника: Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами»

Цель: Учить вырезать цветы и листья из готовых форм. Закреплять умение создавать композицию из цветной бумаги. Воспитывать терпение, художественный вкус.

Дата: 7.03.2019

3 неделя

«Слоник»

Техника: Работа с бумагой «Волшебные полоски»

(коллективная работа)

Цель: Продолжать учить работать в коллективе с бумагой. Воспитывать аккуратность, терпеливость, умение работать друг с другом.

Дата: 21.03.2019

Апрель

1 неделя

«Птичка»

Техника: Пластилинография

Цель: Продолжать закреплять размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона. Развивать творчество.

Дата: 04.04.2019

3 неделя

«Курица с цыплятами»

Техника: Работа с мятой бумагой

(коллективная работа)

Цель: Продолжать работать с мятой бумагой. Закреплять умение создавать композицию. Развивать творчество и фантазию с коллективом.

Дата: 18.04.2019

Май

3 неделя

«Самолёт»

Техника: Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».

Цель: Учить вырезать по шаблону крупные детали. Закреплять умение создавать композицию.

Дата: 16.05.2019

5 неделя

«Медвежонок»

Техника: Работа с бумагой

Цель: Учить красиво и правильно наклеивать готовые детали из бумаги. Проявлять творчество, воспитанность, терпение.

Дата: 30.05.2019

Вариативная часть программы по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 5–6 лет
Фото «Очумелые ручки»
Вариативная часть программы по ручному труду  для детей 5–6 лет - фото
Фото №1 Пояснительная записка Ребёнок это не сосуд который надо Наполнять а огонь который надо зажечь восточная мудрость Программа вариативной части Очумелые ручки рассчитана на детей с лет

P.S. больше фотографий смотрите в альбоме "Очумелые ручки"

Литература:

• И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г

• М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007

• И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.

• И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.

• Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г

• Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

• Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г

• Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.

• Петрова И. М. «Волшебные полоски»;

• Соколова С. В «Оригами для самых маленьких»;

• Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»;

• Давыдова Г. Н. «Пластилинография - Детский дизайн 3»;

• Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по художественному ручному труду с детьми 5–6 лет «Изготовление рамки для фотографии»Фотоотчёт о занятии по художественному ручному труду с детьми 5–6 лет «Изготовление рамки для фотографии» «Про Золотые руки» Бывают руки непростые, На вид, как все, обычные. Их называют золотые, Они к труду привычные. них дело спорится умело.

Конспект занятия «Автобус» по ручному труду в старшей группе 5–6 летКонспект занятия «Автобус» по ручному труду в старшей группе 5–6 лет Конспект занятия по ручному труду в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Автобус» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое.

Очумелые ручки дошколятОчумелые ручки дошколят В жизни каждого из нас самым главным и любимым человеком является Мама. Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок.

Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 1 Октябрь 1. Аппликация «На лесной полянке выросли цветы». Цель: учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную.

Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 2 Февраль 1. Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку». Цель: учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять.

Проект «Очумелые ручки»Проект «Очумелые ручки» Творческий проект по тестопластике «Оч. умелые ручки» Тип проекта: Исследовательско - творческий Срок реализации проекта:3 месяца (средней.

Программа кружка «Очумелые ручки»Программа кружка «Очумелые ручки» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» ПРИНЯТА на УТВЕРЖДАЮ педагогическом совете Заведующий.

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет.

План работы творческого кружка «Очумелые ручки» Кружок «Очумелые ручки» Провела: Чумакова И. В. Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Занятие по ручному труду для детей старшей группы «Сова»Занятие по ручному труду для детей старшей группы «Сова» Занятие по ручному труду в старшей группе. Тема: «Сова». Программное содержание: учить детей применять в работе бросовый и природный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативная часть программы по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 31 января 2019 в 12:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативная часть программы по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шумакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД