Альбина Валерьевна Туманина
Валеология для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
В настоящее время принято выделять компоненты здоровья:
1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Темочки:
3. Психическое здоровье – это состояние психической сферы. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.
4. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностной сферы, основу которой определяет система жизненных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека, связано с общечеловеческими принципами добра, любви и красоты.
Каждый из нас ведет свой образ жизни. Образ жизни – это определенный тип жизнедеятельности человека, характеризующийся трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Валеология – новая интегративная область знаний о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.
Термин «валеология» предложен И. И. Брехманом (1980г) для обозначения науки о здоровье. Дошкольный период детства – это основной период в жизни человека, и от того, насколько будет сформировано здоровье ребенка-дошкольника, зависит многое.
Проблема развития детей дошкольного возраста и сохранения их здоровья является одним из актуальных направлений социально-реабилитационной педагогической деятельности в социальных учреждениях круглосуточного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Для того, чтобы здоровый образ жизни стал нормой, необходимо готовить детей к восприятию элементарных валеологических знаний.
В наше время детям необходима система знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, месте человека в мире природы и взаимодействии его с окружающей средой.
Многие из нас задумываются над тем, почему же в относительно молодом возрасте мы страдаем от стольких заболеваний? Ответ прост: мы не сумели сохранить свое здоровье. После изучения литературы и в ходе работы над этой темой я пришла к некоторым выводам. Если ребенка с детских лет учить беречь свое здоровье, то будучи взрослым, он избежит многих бед. Сотрудничество социальных педагогов и специалистов центра, я уверена. даст высокие результаты.
Основная цель моей работы: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.
2. Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.
3. Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и окружающей среды.
4. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие манеры).
5. Этика и культура поведения.
После проведения первых занятий по валеологии я поняла : тема удачная, работу нужно продолжать. Дети с интересом восприняли игры, игровые ситуации, сами занятия.
Темы занятий по валеологии в старшей группе :
1. Надо, надо умываться…
1.1. О микробах.
1.2. Закаляйся.
2. Наши помощники (о жизненно важных органах).
2.1. Глаза – окно в мир.
2.2. Чтобы глаза не уставали.
2.3. Кто слушает, тот и понимает (об органах слуха).
2.4. Язык – орган вкуса.
2.5. О разных запахах.
3. Зубы!
3.1. Учимся правильно чистить зубы.
4. Чем мы питаемся.
4.1. Полезные и неполезные продукты.
4.2. Самый полезный и вкусный десерт.
4.3. Садимся за стол (как правильно вести себя за столом).
Дидактические игры, используемые в ходе занятий:
1.»Отгадай, какой вкус»
Знакомство с зонами языка, ощущающими разный вкус.
2.»Здоровый зубок»
О том, что полезно и что вредно для зубов.
3.»Давайте улыбаться»
Первые сведения об эмоциях и событиях, их вызывающих.
4. Схемы-загадки.