ТАТЬЯНА ЧЕКАЛЕВА
Валеологическое воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Валеология в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека. Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Публикация «Валеологическое воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задачи валеологического воспитания :
• воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
• установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
• формирование личности ребенка;
• воспитание привычек личной гигиены;
• закаливание ребенка и его двигательная активность;
• профилактика и устранения вредных привычек;
• осуществление валеологического мониторинга.
Особенности валеологической культуры у детей с умственной отсталостью. Представления о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация невысокая или отсутствует полностью в связи с их ограниченным жизненным опытом и нарушением когнитивной сферы. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы с такими детьми является формирование у них валеологической культуры, которая включает несколько направлений:
:
• представления о самих себе, строении тела человека;
• овладение основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
• знание основ здорового образа жизни;
• усвоение правил безопасного поведения в быту и природе.
Эти направления реализуются в календарно тематическом планировании и включается в темы: «Части тела и лица», «Предметы гигиены», «Безопасность».
Сформированы задачи в играх-занятиях по самообслуживанию, по которым ведется диагностическое обследование: применяет по назначению предметы гигиены: одеваются, раздевается, моет руки с мылом, вытирается полотенцем, показывает части собственного тела
А также в разделе программы «Безопасность» - соблюдает элементарные правила безопасного поведения на игровой площадке –не подходит к незнакомым животным, не рвет цветы с клумб, не топчет посадки, не ломает ветки деревьев и кустов, не берет в рот плоды и листья растений.
1 направление. Для реализации представления о самих себе, строении тела человека; с детьми проводится цикл занятий, объединенных тематикой «Части тела и лица», который предполагает знакомство детей со строением человеческого тела, дети учатся правильно называть и показывать на картинке, кукле, на себе части тела, получают представления о том, для чего нужны человеку органы чувств, части лица.
2 направление - овладение основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:
Для реализации этого направления валеологии разработаны циклы занятий и игр – упражнений, объединенные темой «Предметы гигиены», способствующие росту мотивации у детей с умственной отсталостью
Реализуется через занятия, игры упражнения, беседы: «Для чего нужно чистить зубы», «Правила чистюли», «Как ухаживать за своим телом», «Как нужно ухаживать за волосами» и др. Пошаговый метод в практических упражнениях, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода, позволяют сформировать у детей определенные навыки личной гигиены и умения самостоятельно обслуживать себя.
Актуально использовать пошаговое изображение «Моем руки», «Чистим зубы», «Одеваемся на прогулку».
3 направление- формирования знаний основ здорового образа жизни
Цикл занятий «Я и мое здоровье» направлен на получение детьми знаний о здоровом образе жизни: это сведения по правильному уходу за собой, выработка негативного отношения к вредным привычкам, значимость для здоровья человека режима дня, прогулок и утренней зарядки. Реализуется в режимных моментах, формы проведения могут быть беседы, игры – упражнения, для детей 2 этапа обучения – самостоятельные игровые действия с игровыми пособиями.
Интересная и доступная тема «Продукты питания» дети знакомятся с полезными для здоровья продуктами, культурой питания, учатся самостоятельно готовить витаминный салат, играют в настольные игры «Еда вредная и полезная», «Что можно, а что нельзя» и др.
4 направление - освоение правил безопасного поведения в быту и природе реализуется в цикле занятий по ОБЖ, а также в режимных процессах через беседы, игры-упражнения, рассматривание картинок, игры экологической направленности.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.
При организации занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, принципы развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Особое внимание обращать на доступность материала предлагаемого детям, на используемые термины. Работа с детьми принесет результат, если она проводится регулярно, повторяется несколько раз, а также эффективно использование новых форм работы со старым материалом.
Литература
1. Авдеева Н. К, Князева О. Л., Сгеркина Р. Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. М: «Детство-ПРЕСС», 2004.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. СПб, 2000.