Османова Ольга Сайгидовна
Валеологическое воспитание детей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи валеологического воспитания дошкольников: формировать у ребёнка представление о себе, строении своего тела, назначении отдельных органов, о своих чувствах и мыслях, об окружающем мире и его влиянии на здоровье, о зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды; формировать творческое отношение к себе, миру, своей деятельности; обучить знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни, соблюдения основ безопасного поведения в быту и социуме, в природе; обучить ребёнка объективно оценивать положительные и отрицательные явления жизни и действовать в зависимости от ситуации; прививать стойкие культурно-гигиенические навыки; обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи.
В настоящее время одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу
Важными в работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта.
От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. Свою работу направила на поиски путей и методов обеспечения психологической безопасности воспитанников.
Дети в ДОУ эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни мы приступили сразу после прихода малышей в детский сад. Прежде всего, мы познакомились с особенностями наших воспитанников, проведя анкетирование родителей. Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по этому поводу.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной работы, план внедрения оздоровительных мероприятий: организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна.
Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно - психического развития в младшем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками. Использование физических упражнений в младшем возрасте имеет свои особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: “Бросим мяч в корзину” .
2. В играх прибегаем к сравнениям: “Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки”.
3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допускаем перевозбуждения.
4. Отслеживаем по этапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову.
5. Учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
После занятий по рисованию, лепке проводим игры с активными действиями. После занятий, требовавших от детей сосредоточенного внимания, не разучиваем что-то новое.
Развивая двигательные навыки ребенка, мы можем корректировать задержки развития той или иной сферы.
Например, коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие) начинается с воспитания моторных навыков именно в процессе движений, сопровождаемого словами. Песенками, прибаутками решаются задачи речевого развития: развивается понимание речи, расширяется активный словарь ребенка, начинает образовываться фраза.
Развитие психических процессов -с помощью игр, включающих в себя сенсорные представления: собрать в корзину мячи одного цвета, одного размера; из шариков и кубиков, разбросанных на полу выбрать кубики…
Адаптивное поведение можно скорректировать с помощью упражнений для релаксации и движениями, связанных с чередованием напряжения и расслабления разных групп мышц.
Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики, которую проводили в период адаптации детей к детскому саду. Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и классическая музыка.
Музыкально-речевые игры мы активно использовали в период адаптации детей к детскому саду, при знакомстве, для запоминания имен детей, создания положительного эмоционального микроклимата в группе. Это такие игры, как «А кто у нас есть?», «Кто в домике живет?»
Для развития выразительных средств общения используем такие игры: “Кто пришел?”, “Отгадайте-ка, ребята, кто пришел к нам поиграть?”, “Не сердись, улыбнись!”, “Ладошки”.
Привычные бытовые ситуации в жизни детей (особенно на первом году пребывания в детском саду) мы сопровождали играми и упражнениями, которые помогали ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы, отработать рефлекс “избегания”.
Важно оберегать неокрепший организм неокрепшую детскую психику от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки. Необходимо использовать также гармонизирующее воздействие на психические процессы в работе с детьми воздействие шумов и звуков окружающей действительности: в качестве звукового фона при проведении занятий, в режимных моментах, для освобождения их от нагрузок и стрессов.
Для этой цели мы использовали аудиокассеты с музыкой для детей, классической музыкой, совместно с музыкальными руководителями подобрали соответствующие возрасту дагестанские и русские народные песни и музыку.
В настоящее время для нашей страны и для стран всего мира характерно увеличение количества детей с нарушением зрения.
Проводя работу по профилактике зрительных нарушений, мы следим за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда и отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, не допускаем зрительного и общего утомления за счет включения в образовательный процесс физкультминуток и пальчиковых игр, проводим профилактику простудных заболеваний.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется нами по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом,
навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей младшего возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков был разработан перспективный план, это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка, свои пижамы
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов.
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Поэтому особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
В 15 часов дети просыпаются, с ними проводится гимнастика после сна.
Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей).
Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми трех, четырех лет используются несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Упражнения выполняем вместе с ребенком. Большинство упражнений носит имитационный характер: “Носик”, “Насос”, “Упрямый ослик”, “Полет самолета”, “Лошадка”.
Большое внимание мы уделяем обучению детей элементам массажа. Массаж - сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. .
Игры на развития кистей рук дают возможность выполнять различные контролируемые двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая, одновременно в противоположную сторону.
Учим детей:
1. Катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать ее в шарики и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных “Кто спрятался в комочке?”.
2. Отщипывать от куска пластилина кусочки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно; Перебирать фасоль разного цвета или отделять фасоль от перловки (“Накормим птичек”).
3. Рвать бумагу на мелкие клочки “Нарвем травки для зайчат”.
4. Втыкать спички в большой и маленький комочек пластилина “Ежи и ежата”, “Солнышко”.
5. Рисовать пальчиками на песке (или на соли) птичьи следы, упражнять в шнуровке.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Для этого мы разработали двигательный режим, а также создали физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, бодрящей гимнастики, коррекции осанки.
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: показы занятий, консультации, тематические родительские собрания, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду.
Также часто проводится анкетирование родителей.
Об эффективности разработанных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировалось представление о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни.
Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.