Евгения Бовкун
Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексные занятия с детьми раннего возраста
в детско-родительских группах.
Пояснительная записка.
Ранний возраст – очень важный и богатый открытиями этап в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.
Публикация «Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах» размещена в разделах
В настоящее время ускоренный, напряженный ритм жизни, стремление построить карьеру, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с детьми сводятся к минимуму. Вместе с тем, положительной тенденцией в современном обществе стала возможность для родителей воспользоваться отпуском по уходу за ребенком до 3 лет и посвятить это время домашнему воспитанию своего малыша. Однако, многие родители считают, что их собственного опыта в воспитании детей недостаточно для планомерного и гармоничного развития ребенка. Поэтому они ищут наиболее приемлемые и удобные формы организации обучения и развития ребенка раннего возраста.
Одна из таких форм – занятия в детско-родительских группах. Каждая встреча подобной группы обычно состоит из нескольких коротких коллективных занятий, которые продолжаются не более 15 минут и включают игры, песенки различных типов, рисование, лепку и другие виды деятельности. Отдельные фрагменты занятия регулярно повторяются. В работе принимают участие мамы и, глядя на них, - дети.
Примерная структура занятия в детско-родительской группе.
1. Начальный «круг» :
А) приветствие – это (также как и прощание) ритуальная часть занятия, остающаяся неизменной на протяжении всего цикла занятий.
Б) пальчиковые игры;
В) дидактические игры.
2. Музыкально-ритмическая часть:
- тематические песенки с танцевальными движениями;
- музыкальные игры с использованием инструментов;
- коммуникативные игры;
- телесно-ориентированные игры;
- игры с подражанием;
- упражнения на развитие общей моторики детей.
3. Творческая мастерская:
- рисование;
- лепка;
- аппликация.
4. Театрализация (сказка).
5. Прощальный «круг».
Далее представлена разработка одного из комплексных занятий для детей 2-3-летнего возраста. В основу положена психолого-педагогическая программа Е. В. Ларечиной «Растем вместе», направленная на формирование позитивных эмоциональных отношений между родителями и ребенком. Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна». Каждый блок включает в себя 24 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 час. Число детей в группе – не более 6 человек.
---
Комплексное занятие
«Осень пришла»
Основные задачи:
1) знакомство с детьми и родителями, помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятия;
2) развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
3) развитие зрительного и слухового внимания;
4) формирование умения соблюдать правила коллективной игры.
I. Начальный «круг».
1. Хоровод (начинает каждое занятие песенка «В круг» - диск Е. Железновой «Топ-топ»); далее зажигаем свечу со словами:
Фонарик свой огонь зажег,
И собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
- Здравствуй… (с каждым ребенком здороваемся, называя его по имени
и пожимая руку)
- Здравствуйте! – всем говорим!
2. Читаем рифмовку, совершая ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять–
Это каждый должен знать. (Шаги на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопки в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Разводим руки в стороны и смотрим друг на друга.)
- Осень!
3. Рассказ об осени.
Показываем детям картинки об осени и помогаем составить коллективный рассказ об этом времени года (на первом занятии педагог может рассказать об осени сам, а на повторном занятии привлечь и детей).
Педагог предъявляет картинку и начинает фразу, а дети заканчивают.
Педагог Дети
Наступила… осень.
Осенью редко светит… солнце.
Осенью часто идет… дождь.
Осенью дует… ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и опадают.
Это время называется листопад.
4. Игра «Осенний домик».
Цель: формирование умения сопоставлять предметы, выделять основные признаки; развитие внимания, памяти; закрепление понятий «разные», «одинаковые».
Материалы: изображение домика, который поделен на одинаковые квадраты – «комнаты», в каждом квадрате изображен осенний лист; осенние листочки, разной формы и окраски, вырезанные из бумаги.
Игра по принципу «найди пару». В каждой комнате домика живут листочки, которые осень раскрасила в свои любимые цвета. Объясняем, что в домике живут листочки-мамы, которые потеряли своих деток (детки – это отдельные листочки). Нужно помочь каждому малышу найти свою маму.
На последующих занятиях можно усложнить игру. Отдельный листочек показываем ребенку, а затем прячем. Малышу нужно по памяти найти в домике пару к показанному листочку.
5. Грибочки на полянке.
Цель: закрепление в активном словаре ребенка понятий «большой», «средний», «маленький»; формирование представлений об основных цветах.
Материалы: деревянные грибочки трех размеров и пяти цветов, платформа зеленого цвета («полянка»).
Педагог раздает детям большие грибочки и просит найти на «полянке» грибочки такого же цвета, а потом выстроить их по величине («по росту») и назвать. Родители помогают детям выстраивать грибочки.
II. Музыкально-ритмическая часть.
*Упражнения повторяются в течение 3-4 занятий, затем постепенно вводятся новые игры).
1. Игра с листочками («Листочки» - диск Е. Железновой «Забавные уроки»).
Под музыку начинается листопад, педагог подбрасывает листочки, дети ловят, бросают, сдувают листики с ладошки).
В конце игры можно предложить детям разложить листочки по цветам (красные, желтые, зеленые).
2. Веселая гимнастика «Осенние листики» (музыкальное сопровождение – по выбору педагога).
Для игры используем листики из предыдущего упражнения.
Мы – осенние листочки. (Повороты головы влево-вправо.)
Мы на веточках сидели. (Присесть.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Взмах руками и медленно встать.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате.)
Полетели, полетели
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал (Взмах руками, встать на носочки, руки тянем вверх.)
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил (Покружиться.)
И на землю опустил. (Присесть.)
3. Инсценировка песенки «Дождик» (диск Е. Железновой «Веселые уроки»).
Осень – время дождей и туч. А сколько луж остается после дождя! (На полу раскладываются листы бумаги – «лужи».) Движения – по тексту песенки.
«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» -
пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.
«Через лужи я скачу» -
перешагиваем «лужи», можно учиться перепрыгивать через «лужи» одним прыжком.
«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» -
делаем движения, как будто надеваем сапожки, ходим по «лужам» (стараемся шагать только по «лужам», не наступая на пол).
4. Игра с музыкальными инструментами (песенка «Дождик» - диск Е. Железновой «Гав и мяу»).
Педагог раздает детям металлофоны. Слушаем песенку и предлагаем детям изобразить дождик, «будем стучать, как капельки в этой песенке». С началом песни начинаем отбивать ритм «один удар на каждое слово» (родители помогают малышам).
Дождик, дождик – кап, кап, кап.
Ты не капай долго так.
Хватит землю поли-вать,
Нам пора идти гулять.
Кап, кап, кап…
III. Творческая мастерская
«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО».
Материалы: для каждого ребенка – лист белого картона с изображением дерева, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов.
Предлагаем малышам подарить деревцу яркий осенний наряд, украсить осенним листочками. Ребенок отщипывает кусочек пластилина и, «размазывая», прикрепляет к ветке. Родители помогают малышам. Можно представить, что налетел ветерок, и листочки начали облетать с веток, тогда и под деревом лепим упавшие осенние листочки.
IV. ФизкультУРА!
Выстраивается полоса препятствий из спортивных снарядов.
1. Дети проходят по спортивной скамье.
2. Спускаются по наклонной доске.
3. Проходят по массажному коврику и проползают во воротики.
4. Перешагивают через гимнастические палки, которые педагог держит на расстоянии 15 см от пола.
V. Театрализация – сказка «ЯБЛОКО РАЗДОРА» (В. Сутеев).
Звенит колокольчик, приглашая детей сесть на стульчики и посмотреть сказку. Каждый раз театрализация начинается словами:
Диди-дон, дили-дон,
К нам приходит сказка в дом.
Облачко поднимается.
Сказочка начинается. (открывается занавес)
*Одна сказка проигрывается в течение 2-3 занятий, затем меняется.
VI. Прощальный «круг».
Хоровод (завершает занятие песенка «Всем домой пора» - диск Е. Железновой «Топ-топ»); далее малыши задувают свечу со словами:
Фонарик и огонь погас,
Пора прощаться нам сейчас.
Друг другу ручками помашем
И «до свиданья» скажем.
Литература:
1. Е. В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
2. О. А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. - Спб. : Паритет, 2008.