Мария Дорохова
Консультация для родителей «В каком возрасте стоит обучать ребенка составу числа?»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда начинать объяснять дошкольнику, что такое состав числа?
Часто слышу от родителей вопрос: «В каком же возрасте лучше учить числа?», «Ребенок никак не может запомнить числа, как быть, может мы рано начали учить».
В старшем дошкольном возрасте, а именно в 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы ребенок уже освоил:
• прямой устный счет до 10;
• обратный счет от числа 10 до 1;
• пересчет и отсчет предметов;
Темочки:
• состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).
Данные навыки могут говорить нам о том, что ребенок готов к изучению состава числа. Если же ребенок, не усвоил предыдущие навыки, то обучение нужно начинать именно с них.
Какие материалы могут пригодиться для домашнего обучения?
Занятия станут интереснее, познавательнее, продуктивнее, веселее, если вы заранее спланируете и подготовите необходимые материалы.
• палочки для счета (могут подойти как покупные пластиковые палочки, так и ватные и даже спички).
• игровые кубики (если таких нет, то можно использовать квадратные детали от конструктора ЛЕГО)
• карточки с изображение цифр (карточки должны быть не сильно мелкими, но и не огромными,их можно распечатать, купить, или же написать самим на плотной бумаге)
• различный счетный материал (пуговицы. макароны, фигурки, камешки Марблс и т. д)
• домик для чисел (можно нарисовать)
Эффективные методики
Объяснять состав числа нужно постепенно. На первых занятиях нужно уделить внимание цифрам 2 и 3, и отработать данные умения на разном раздаточном материале. После этого можно переходить к наглядным материалам и числовым домикам.
Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1
Для данного занятия подойдут любимые игрушки ребёнка (машинки, роботы, кубики, мячи и т. д). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:
• Положите на стол перед ребенком один предмет и попросите сделать так, чтобы их стало два. Обычно, дети быстро справляются с поставленной задачей, но если возникли затруднения, то помогаем ребенку добиться результата на личном примере.
• Объясняем ребенку, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
• Попросим ребенка выложить на стол по два понравившихся предмета. Можно на этом же этапе дать понятие пара, но в этом случае предметы должны быть полностью одинаковые.
• Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к двум предметам добавить один – получится три предмета. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Ребенок должен усвоить, что нет никакой разницы между тремя монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.
Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый, а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.
Переходить дальнейшему обучению можно тогда, когда ребенок поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:
2 — это 1 + 1, 2 + 0;
3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.
По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.
Задание 2: карточки с числами
На этом этапе обучения ребенок уже должен понимать, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:
Нарисуйте на карточках, например, 5 кружочков и предложите ребенку собрать нужное количество кружков из предложенных заготовок.
Предложите ребенку несколько раз повторить самостоятельно сбор нужных комбинаций, в которых сумма будет равна 5.
Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.
Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.
Задание 3: числовые домики
Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. У меня это этажи, которые присоединяются на липучки в зависимости от заданного числа. Так, например, в доме числа 5 будет 5 этажей. Объясняем ребенку, что на каждом этаже есть всего две квартиры в каждой квартире живут жильцы. Но есть правило, на этаже не могут жить более 5 человек (если это дом числа 5) .
Можно использовать готовые заготовки с интернета.
Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:
• У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
• Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям ребенка. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
• Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
• Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если ребенку не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
• Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.