татьяна шафоростова
Картотека народных игр казачат
▼ Скачать + Заказать документы
По солнечной Кубани.
Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников
На современном этапе развития нашего общества, становления и возрождения культурного наследия Краснодарского края особую остроту приобретает проблема воспитания детей дошкольного возраста на традициях, обычаях и укладе быта кубанских казаков. В условиях Краснодарского края представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности, самобытных подвижных игр. В них заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир ребёнка и его физическое состояние. На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества формировались самобытные народные игры, которые развивались, передавались от поколения к поколению. Каждая игра, каждая забава имеют специфические функции, совершенствуют физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Проанализировав историко-этнографические материалы, научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что использование кубанских казачьих игр необходимо : они соответствуют педагогическим задачам, уровню физического развития и физической подготовленности дошкольников, способствуют планомерному оздоровлению детского организма и органично вплетаются в методики уже имеющихся образовательных программ. Для обеспечения физического развития в современном дошкольном образовании необходимо использование передовых технологий. Главной целью этих инноваций является повышение заинтересованности дошкольников, усиление их мотивации, обеспечение реального индивидуального подхода. Наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности позволяют обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей. Я хочу поделиться с вами некоторыми кубанскими подвижными играми.
Публикация «Картотека народных игр казачат» размещена в разделах
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Колядки. Щедрые кубанские казаки.
Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляды, ходили с меланкой и с козой. В колядах принимали участие и дети в возрасте от 7 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:
«Коляд-коляд-колядин, я у бабушки один, у бабушки карие глазки, подайте мне кол-баски». Дети получают за колядку сладости.
«Кубанка» (шапка казака).
Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит: «Есть!» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.
«Прыганье через шапку».
Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного бросающего к другому, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.
«Брыль» (соломенная шляпа с высокими полями).
Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5–6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр, ведущий он, если не успел, выходит из игры.
«Петушок».
Ведущий удаляет одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего:
«Утром кто чертей гоняет?
Песни звонкие спевает?
Спать мешает поутру и кричит. (ку-ка-ре-ку)»
Или
Утром кто зарю встречает,
Песни звонко распевает,
«Петушок» должен прокукарекать. Игрок вне круга должен определить по голосу, кто был «петушком».
Игра «Кузнецы».
Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные — «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот - гвоздь, вот - подкова.
Раз-два - и готово!»
«Жеребцы на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
Кубанская народная игра «Курень»
Напротив каждой из команд в конце зала стоит стул, на котором лежит шаль. Под веселую музыку участники команд пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки они бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша). Побеждает та команда, участники которой быстрее построят «курень». Игра повторяется несколько раз.
«Моргушки».
Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой стоит парень. Перед одним из парней, водящим, стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то становится водящим.
«Кубанка».
Все сидят по кругу, кубанка надета на одном, он надевает ее соседу, тот – следующему и т. д. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове кубанка.
«Ляпка».
Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Второй вариант. Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает:
– У кого был?
– У бабки.
– Что ел?
– Оладки.
– Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участников игры и тот становится водящим. Игра повторяется.
«Хлибчик».
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий-хлибчик (хлебец) становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
Дети: А выпечешь?
- Выпеку!
Дети: А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Коники».
Проводится, как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.
Таким образом, можно сделать вывод, что кубанские казачьи подвижные игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным и радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию, что является важнейшим компонентом здоровьесбережения ребенка.